Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Подсчитали - прослезились

© РИА Новости / Перейти в фотобанкАгитационный плакат «Всесоюзная перепись населения»
Агитационный плакат «Всесоюзная перепись населения»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Подведены итоги Национальной переписи населения Республики Казахстан 2009 года. Ее по праву можно назвать "многострадальной". К ней долго готовились, о ней долго говорили, ее очень трудно, со скандалами, проводили - и вот, наконец, опубликованы результаты.

Подведены итоги Национальной переписи населения Республики Казахстан 2009 года. Ее по праву можно назвать "многострадальной". К ней долго готовились, о ней долго говорили, ее очень трудно, со скандалами, проводили - и вот, наконец, опубликованы результаты.

Численность населения Республики Казахстан по итогам переписи населения 2009 года составила 16004,8 тыс. человек. По сравнению с предыдущей переписью 1999 года казахстанцев стало больше на 6,8%, или на 1022,9 тысячи человек.

Мы все еще не стали полностью урбанизированной страной, численность городского населения составила 8639,1 тыс. человек, сельского - 7365,7 тыс. человек. При этом численность городского населения растет гораздо медленнее, чем на селе: количество горожан увеличилась на 195,1 тыс. человек или на 2,3%, а сельского - на 827,8 тыс. человек или на 12,7%.

Доля городского населения в стране составила 54%, сельского - 46%, в 1999 году их соотношение составляло 56,4% и 43,6% соответственно. Численность мужчин составила 7722,8 тыс. человек, женщин - 8282,0 тыс. человек. На каждые 1000 женщин приходится 932 мужчины.

Самым неожиданным результатом переписи стало изменение численности отдельных этносов за последние десять лет. Численность казахов увеличилась по сравнению с предыдущей переписью на 26,1% и составила 10098,6 тыс. человек. Увеличилась численность узбеков на 23,3%, составив 457,2 тыс. человек, уйгур - на 6%, составив 223,1 тыс. человек. Однако значительно снизилась численность русских на 15,3%, составив 3797,0 тыс. человек; немцев - на 49,6%, составив 178,2 тыс. человек; украинцев - на 39,1%, составив 333,2 тыс. человек; татар - на 18,4%, составив 203,3 тыс. человек; других этносов - на 5,8%, составив 714,2 тыс. человек. Отсюда следует вывод: казахстанское общество становится более моноэтническим, люди других национальностей продолжают уезжать из страны или заводят все меньше детей. Насмотря на в целом экономически благоприятные условия. Процессы эти требуют глубокого осмысления как социологов и демографов, так и, возможно, политиков и даже руководства страны.

Итак, есть цифры. Но что же с ними делать? Нынешняя перепись ознаменовалась небывалыми скандалами. Директор Агентства РК по статистике - в бегах и разыскивается, другие руководители Агентства - под следствием. Что значительно подорвало доверие к результатам деятельности важнейшего государственного учреждения.

Но надо сказать, что и до этих скандалов отношение общества к казахстанской статистике было весьма скептическим. Больше года назад сами статистики проводили социологическое исследование, на предмет: как относятся к плодам их труда казахстанцы. Результаты вышли удручающими: из 1076 опрошенных лишь 35% пользователей считали данные официальной статистики полностью достоверными. Об этом рассказывал тогдашний заместитель председателя ведомства Бирлик Мендыбаев. А на коллегии Агентства в 2008 году, с участием премьер-министра Карима Масимова, экс-председатель агентства Анара Мешимбаева была вынуждена признаться: доверять отечественным статистическим данным можно не всегда. "Коэффициент достоверности статистических данных в Казахстане необходимо повышать до уровня европейских стран, и все наши усилия в наступившем году будут направлены именно на это", - сказала тогда она. Проблема стоит перед страной много лет. Я сам помню, как несколько лет назад, один из тогдашних руководителей Агентства Юрий Шокаманов, измученный ехидными вопросами журналистов о достоверности статистических данных, воскликнул: "Ну что вы от нас хотите?! Ведь до тридцати процентов экономики у нас вообще работает "в тени"!

Возникает закономерный вопрос: зачем нам такая статистика? Недостоверные статистические данные, принятые в основу экономических и управленческих решений, могут принести немало бед. Они могут дезориентировать и политическое руководство страны. Страна без хорошей статистической службы подобна кораблю без компаса в бурном море, и поэтому улучшение статистической отчетности становится одним из приоритетов государственной политики. Но необходима серьезная перестройка всей системы СОБРа и обработки статистической информации в стране, использование новых технологических возможностей, совершенствование национального законодательства.

Что делается в данном направлении? Прежде всего, разработаны проект Закона "О государственной статистике", а также проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной статистики". Оба законопроекта одобрены Мажилисом Парламента РК и находятся на рассмотрении в Сенате Парламента РК.

Законопроекты направлены на полноту использования административных данных при производстве статистической информации; закрепление гарантий конфиденциальности первичной статистической информации, усиление ответственности должностных лиц за несоблюдение конфиденциальности; невмешательство государственных органов и их должностных лиц в работу органов статистики и деятельность респондентов по предоставлению статистических отчетов; усиление координации со стороны Агентства за деятельностью всех государственных органов в области формирования статистической информации.

Недавно руководство Агентства обнародовало план реформирования своего ведомства. Он состоит из трех стратегических направлений. Первое - совершенствование статистической методологии. В 2010 году предстоит пересмотреть существующие и разработать новые 18 статистических методологических положений и методик. Например, появятся методические рекомендации по распределению регионального объема транспортных услуг; построению индекса тарифов на услуги грузового транспорта; формированию показателей статистики окружающей среды; построению индекса стоимости труда; формированию показателей неформальной занятости; ведению Регистра жилого фонда; определению основного вида экономической деятельности; проведению мульти - индикативного кластерного обследования и многие другие. Кроме того, в части аналитических исследований на 2010 год предусмотрено 9 работ по основным отраслям статистики. Все это позволит национальной статистической системе приблизиться к международным стандартам.

В Агентстве сами с горечью отмечают, что в сфере макроэкономической статистики за последние несколько лет Казахстан отстает не только от стран ЕС, но и от России. До 2014 года нужно: внедрить новый международный стандарт "СНС 2008"; повысить сопоставимость между отдельными расчетами внутри системы национального счетоводства; перейти к более детализированным расчетам межотраслевого баланса. Сейчас расчеты идут по 73 отраслям и 251 товару. Планируется же вести расчеты по 500 отраслям и 1000 товарам. Таким образом, трудоемкость расчетов возрастает в 30 раз. Как это сделать, при существующих штатах и трудоемких методах расчета, пока никто не сказал… Планируется также достижение европейских стандартов для системы показателей в статистике цен.

Второе направление - совершенствование работы с респондентами. Нагрузка на них сегодня слишком велика. В целях снижения нагрузки на респондентов на 2010 год запланировано пересмотреть 70 форм общегосударственных статистических наблюдений из существующих 170 форм и 10 форм ведомственных статистических наблюдений, плюс продолжить работу, направленную на упрощение форм и сокращение объема предоставляемых первичных данных в дальнейшие годы.

Агентство намерено внедрять современные способы сбора и обработки данных. Но для этого необходимо существенно поднять его информационную инфраструктуру с применением современных технологий. Сегодня же она в удручающем состоянии - слабо развита телекоммуникационная инфраструктура, отсутствует согласованный электронный обмен данными между структурными подразделениями Агентства и государственными органами. Обработка данных осуществляется с использованием более двухсот программных комплексов, разработанных более 10 лет назад и требующих значительной модернизации. В рамках реализации правительственной системы "Е-Правительство", Агентство хочет продолжить работу по созданию и внедрению подсистемы "Е-статистика", что позволит обеспечить новый уровень автоматизации процессов сбора, обработки и распространения данных. Но для этого в 2010 году необходимо разработать ТЭО ИС "Е-статистика" и поэтапно, в течение последующих трех лет, создать единую ИС, отвечающую современным требованиям информационных технологий.

Для всего громадья планов нужны средства. На сегодняшний день сетевое оборудование Агентства морально и физически изношено и не отвечает современным технологическим требованиям при передаче статинформации. Структурированная кабельная сеть и активное сетевое оборудование часто не выдерживают огромного потока передаваемой статинформации. Вся статинформация из территориальных органов статистики стекается в центральный узел в Алматы, только затем передается в Астану, что влияет на оперативность обработки и предоставления статданных. Для внедрения новых информационных систем необходима полная модернизация активного сетевого оборудования и структурированной кабельной сети, отвечающих всем необходимым требованиям современных информационных технологий. Закуп активного сетевого оборудования и кабельной сети был предусмотрен в 2009 году, но в связи с тем, что конкурсы не провели своевременно, деньги возвращены в бюджет. Сегодня Агентство просит у Кабмина 525 млн. тенге на 2010 год, 278 млн. тенге - на 2011 и 442 млн.тенге - на 2012 год. Без финансирования дело не сдвинется с места. Но правительство еще должно согласиться на такие траты.

Третье стратегическое направление - совершенствование работы с пользователями статистической информации. Агентством будет уделено большое внимание на повышение уровня доверия к государственной статистике. Планируется усовершенствование работы его веб-портала с целью увеличения числа обращений пользователей на сайт Агентства РК по статистике. Требуется улучшить внутренние процессы и обеспечить прозрачность процедур формирования статистической информации. Намечены также серьезные мероприятия по совершенствованию системы органов государственной статистики, использованию международного опыта в области статистической деятельности.

Масштабные планы Агентства, если они реализуются, смогут избавить его от многочисленных просчетов в работе, которые дезавуируют деятельность тысяч его сотрудников. Они диктуются временем. Работать "по старинке" сегодня нельзя, да и не получится.