Экспертный опрос, проведенный Институтом политических решений по вопросам безопасности в Центральной Азии, показал: несмотря на существенное снижение показателей в экологическом и политическом секторах, Индекс безопасности в ЦА вырос на 25% по сравнению с предыдущим исследованием.
Индекс безопасности региона, который эксперты ИПР рассчитывают с осени прошлого года, основан на event-анализе - тщательном изучении событий в области безопасности, имеющих прямое отношение к Центральной Азии и произошедших в четвертом квартале 2009 года, и на экспертном анализе - опросе 31-го специалиста в области безопасности непосредственно из стран региона. Исследование дает возможность, рассмотрев различные события последних перед его проведением трех месяцев, "расставить по местам" приоритетные проблемы в разных секторах сферы безопасности. Этих секторов пять: экономический, военный, политический, социально-культурный и экологический. Данный перечень остается неизменным от одного квартального исследования к другому. А среди конкретных событий и вопросов, предложенных к оценке экспертов, были на этот раз, например, следующие.
Что происходит в Центральной Азии? Какую оценку получила в регионе политическая составляющая создания Таможенного союза? Зачем Государственной акционерной компании "Узбекэнерго" выходить из Объединенной Энергетической Системы? Каково значение решения о дислокации российской 4-й военной базы в Таджикистане? Как влияет на ситуацию в регионе столкновение в начале ноября двух нефтевозов в Кызылординской области?
"Задача исследования - определить тренды 2010 года, определяемые этими процессами, составить цельную мозаику из множества событий, дать количественную оценку уровню безопасности в регионе. Проанализировав внутренние события стран ЦА, возможно спрогнозировать и дальнейшее поведение государств в обозримом будущем", - отмечается в распространенных ИПР по поводу данного исследования, документах.
Конечные результаты показали, что по итогам четвертого квартала 2009 года эксперты оценили как наиболее значимые для Центральной Азии процессы, происходившие в экономической сфере. Им "досталось" 30% важности от общего показателя в 100%. По сравнению с предшествовавшим опросом, за третий квартал 2009, этот показатель вырос, что говорит о позитивной динамике в этом секторе безопасности. Рустам Бурнашев, директор ИПР по аналитике и консалтингу, связал это, в первую очередь, с тем, что в конце прошлого года было подписано соглашение, давшее старт работе Таможенного союза и начали функционировать трубопроводы на Китай. При этом, отвечая представителям СМИ на вопросы о критике Таможенного союза, он выразил мнение, что опасения в большей мере происходят из негативных ожиданий, чем от реально негативного влияния ТС на казахстанскую экономику.
На втором месте по значимости опрошенные эксперты поставили военный сектор индекса безопасности. Г-н Бурнашев заявил по этому поводу:
- Лично мое субъективное мнение - я бы придал военному секторы в регионе гораздо меньше значения, чем социо-культурному. Для нас в регионе важнее вопросы, связанные с массовой миграцией, с определением идентичности. Снижение значимости социо-культурного сектора в этом исследовании во многом связано с изменением квот в России по приему трудовых мигрантов.
Практическая значимость оценки Индекса безопасности, по его словам, очевидна и в области исследовательской, и в области прикладной. В отношении первой он объяснил ценность исследования так:
- Если мы будем смотреть общий тренд оценок, то традиционно в нем наблюдается субъективная установка на подчеркивание обострения вопросов, связанных с безопасностью. Так называемая секъюритизация - "у нас все хуже и хуже"… Мы предлагаем объективный критерий, который численно показывает - если стало хуже, то - насколько.
В прикладном плане исследование является индикатором для оценки общих рисков в регионе. В том числе, в ответе на вопрос, насколько рискованно и эффективно вкладывать инвестиции в Центральной Азии.