Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украина. Таможенный Cоюз. Тишина…

© коллаж ИноСМИУкраина. Таможенный Cоюз.
Украина. Таможенный Cоюз.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Киеву придется решать неразрешимую задачу с множеством неизвестных. 10 апреля премьер-министр Украины Николай Азаров заявил о том, что Украина могла бы извлечь значительную выгоду от участия в Таможенном союзе.

Киеву придется решать неразрешимую задачу с множеством неизвестных. 10 апреля премьер-министр Украины Николай Азаров заявил о том, что Украина могла бы извлечь значительную выгоду от участия в Таможенном союзе.

При этом он озвучил идею о том, что для Украины Таможенный союз более выгоден, чем для России, Беларуси и Казахстана.  В частности, по его словам, Украина, являясь членом ВТО, в случае вступления в Таможенный союз сможет завозить на свою территорию товары по более низким пошлинам.

Такой формат взаимоотношений вполне в духе киргизского варианта. Если Бишкек сможет стать членом Таможенного союза, то именно через Киргизию потянется товарный ручеек из других стран мира. Это в корне противоречит идее Таможенного союза, предполагающего создание зоны, защищенной от внешней товарной экспансии.

Но этой идее интеграции Украины с Таможенным союзом противодействует Запад. Сначала США выступили с ультиматумом, их представители публично потребовали от президента Украины определиться, с кем он - с Россией или с Западом, затем с аналогичными требованиями в отношении Виктора Януковича выступил Евросоюз.

Европейская комиссия объяснила Украине невозможность одновременного вступления в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном и создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС. Об этом 7 апреля сообщил заместитель генерального директора Генерального директората "Европейская политика соседства" Еврокомиссии Хьюг Мингарелли, выступая на заседании Комитета по вопросам иностранных дел Европарламента.

Последствия

Сегодня в Украине на повестке дня один вопрос - оживление национальной экономики и постепенный выход из затянувшейся стагнации. Чтобы добиться главной цели, необходимо активизировать внешнеэкономическую деятельность, расширить круг стран и объемы товарооборота. Это не только позволит Украине выйти из кризиса, но и посодействует преодолению последствий кризиса глобального.

Оранжевая революция и приход к власти Виктора Ющенко, долго и упорно искавшего политический баланс, привели к резкому и неоправданному свертыванию экономических отношений с бывшими союзными республиками. Ориентация на европейскую интеграцию в условиях, когда к этому процессу не был готов Евросоюз, привела к тому, что украинская экономика зависла в промежуточном состоянии: европейская интеграция заморожена, с другой стороны, отношения с Россией переживают не самые лучшие времена.

Получилось как раз то, что и должно было: Киев, поставив политику выше экономики, попал в ловушку. Россия, если и не находится в состоянии войны с Украиной, то только благодаря дипломатической политкорректности. Евросоюз, со своей стороны, видит большие проблемы в деле интеграции Украины в собственную зону, так как считает ее экономику неадекватной требованиям ЕС.

Нет выхода

Евроинтеграция - сама по себе весьма интересная идея и сулит в перспективе неплохие дивиденды. Но только сулит… Это вовсе не означает, что Украина может в ближайшие годы стать полноправным членом ЕС. Она им и не станет.

А двигать экономику, возрождать утерянные позиции необходимо сейчас, а не потом. Сегодня Украина выпускает относительно неплохую продукцию, которая в ближайшие годы не сможет пересечь таможенную границу Евросоюза. Ведь речь идет об ином представлении о стандартах, жесткой конкуренции, разного рода ограничениях и т.д. Очевидно, она способна найти своего потребителя в бывших союзных республиках. Украина находится в жесткой зависимости от России по поставкам энергоносителей, что как факт нуждается в постоянном внимании.

Восточные регионы страны, где сосредоточены промышленные предприятия, без российского газа по приемлемым тарифам просто задыхаются. Какой период времени украинская промышленность может просуществовать в условиях плохого обеспечения энергоносителями, не скажет никто. Но то, что эти условия негативно сказываются на промышленной инфраструктуре и способны ее сильно покорежить, очевидно.

Время упущено?

На первый взгляд может показаться, что Украина упустила момент для вступления в Таможенный союз. В свое время, еще 10 лет тому назад, когда рассматривались возможности создания Единого экономического пространства (ЕЭП), Таможенный союз выступал как одна из основных форм реализации самого ЕЭП. Тогда Украина могла стать членом ТС и четвертым ключевым игроком.

Но за прошедшее с тех пор время Украина успела вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В ходе недавнего официального визита украинского президента Виктора Януковича в Казахстан, тема вступления в Таможенный союз поднималась со стороны казахстанского президента Нурсултана Назарбаева. Правда, сам Янукович тему не поддержал. Оно и понятно. Украина оказалась между молотом и наковальней.

"Основная причина в том, что Украина уже находится в ВТО. Это значит, что у Украины обязательства не только перед всей торговой организацией, но и перед каждым ее отдельным членам согласно двухсторонним переговорам, - сказал советник посла Украины в Казахстане по экономическим вопросам Михаил Чубуков. - Большая часть тарифов, принятых в Таможенном союзе, намного выше, чем тарифы в ВТО. Украина не может так просто в рамках Таможенного союза взять и принять новые тарифы, так как у нее обязательства перед другими странами-членами ВТО. Я не исключаю, что в будущем Россия останется одним из основных торговых партнеров Украины, но есть еще и Европейский союз. В любом случае в союзе или вне его, как Россия, Белоруссия, так и Украина будут активными торговыми партнерами".

Очевидно, что страны, которые имеют разное отношение к ВТО, не могут образовывать единый Таможенный союз. С другой стороны, членство в ВТО не предполагает вступление страны-члена в какие-либо таможенные союзы со странами, которые в ВТО не входят. Поэтому, членство Украины в ВТО создает естественное препятствие для членства в Таможенном союзе России, Казахстана и Беларуси.

Украина имеет и юридические ограничения, не позволяющие ей стать членом Таможенного союза. Таможенный союз предполагает существование наднационального органа - комиссии Таможенного союза. Решение этой комиссии является превалирующим над национальным законодательством стран-участниц альянса. Однако Конституция Украины не допускает существования наднационального органа. Поэтому, чтобы вступить в союз, властям Украины необходимо сначала внести изменения в главный закон страны.

Но и эта проблема, по сути, не является непреодолимой. Во-первых, Украина может в одностороннем порядке выйти из ВТО и присоединиться к Таможенному союзу. Во-вторых, в ВТО могут вступить страны-члены Таможенного союза.

Но сделать это непросто. Во-первых, Украина не может внезапно выйти из ВТО с учетом тех трудностей, которые она преодолела, пока в организацию вступала. Во-вторых, Россия, Казахстан и Беларусь не могут спонтанно зайти в ВТО, учитывая национальные особенности экономик этих стран и их индивидуальный переговорный процесс с ВТО. Естественно, что экономическая целесообразность не может противоречить положениям международного права и обязательствам каждой конкретной страны.

Что реально допустимо

При решении тех или иных вопросов членства той или иной страны в тех или иных экономических образованиях важны мера и чуткое следование экономической целесообразности. Даже если Украина желает вернуть утраченные торговые позиции в странах бывшего СССР, нет никаких юридически чистых механизмов решить проблему вступлением Украины в Таможенный союз.

Поэтому украинскому руководству следует рассмотреть промежуточные варианты. Во-первых, договориться о расширении двусторонних соглашений по формату "Украина-Беларусь", "Украина-Россия" и "Украина-Казахстан" (можно на особых привилегированных условиях, не противоречащих членству Украины в ВТО), во-вторых, есть резон предложить механизм коллективных отношений членов Таможенного союза с Украиной по формуле "3+1" (также не противоречащих членству Украины в ВТО).

Первый путь длительный и, возможно, тупиковый. Украина активно продвигает двусторонние отношения с Казахстаном, но эта тенденция никак не распространяется на отношения с Россией и Беларусью. Второй путь оптимален, но весьма сложен с точки зрения стыковки взаимоотношений Украины с ВТО, с одной стороны, Украины и Таможенного союза, с другой стороны.

Украинские эксперты призывают власти не торопиться с решением. "В любом случае интегрироваться могут страны, которые находятся на одинаковом уровне экономического развития. Взаимодействие стран с разным уровнем развития приводит к тому, что одна страна просто попадает в зависимость к другой. Вот этот момент, на мой взгляд, не учитывают многие в Украине. Думаю, что принимать решение наше руководство должно не на основании каких-то политических мотивов, а исходя из экономических интересов", - считает заместитель директора Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины Андрей Гриценко.

По всей видимости, украинская сторона видит проблемы членства в Таможенном союзе, поэтому и отказалась от участия еще на фазе его создания.

"Если сравнивать Россию и Казахстан, то Россия - экспортер готовой продукции, а Казахстан - экспортер углеводородного сырья. Поэтому и таможенные пошлины будут распространяться неадекватно. Даже если Казахстан и Россия по физическому объему экспорта будут примерно равны, во что верится с трудом, выгоды будут непропорциональны и в пользу России. Не думаю, что Россия, будучи основным игроком в этом союзе, даст кому-то преференции в ущерб своим экономическим интересам. Тут все построено так, что основные преференции получит Россия, а остальные, если говорить образно, должны довольствоваться тем, что будут являться мелкими друзьями большого брата", - заявил недавно в интервью СМИ киевский экономист Тарас Чернега.