Казахстан - единственное государство в СНГ, где не возникают межнациональные конфликты. Этот факт дружно признается международными экспертами различных рангов, констатирующими с завидной регулярностью высокий уровень толерантности в нашем обществе.
Данное "базовое" ощущение знакомо всем казахстанцам, которые гармонично продолжают жить - если говорить в глобальном масштабе - терпя друга и даже иногда любя.
Принципы развития социума всесторонне и исчерпывающе расписаны в Конституции.
Вопрос: зачем нам еще один документ, на первый взгляд, дублирующий основной закон страны? Речь о Доктрине национального единства Казахстана, презентация итогового варианта которой прошла не так давно в Астане.
Как известно, времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. "Мудрость и толерантность народа послужили объединяющим началом для консолидации всех граждан нового государства, вне зависимости от этнического происхождения, социальной, религиозной или иной принадлежности, - говорится в предисловии к положениям доктрины. - В самые сложные годы становления независимости … в Казахстане удалось избежать столкновений на межэтнической почве и раскола общества. Тогда, в условиях преодоления постсоветского кризиса, выстраивания новых экономических и политических отношений, консолидация общества была достигнута на основе провозглашенного принципа внутриполитической стабильности, гражданского мира и межэтнического согласия. В то же время жизнь не стоит на месте. За прошедшие годы многое изменилось. Стали другими мы сами. Наше сознание расстается с остатками тоталитарного прошлого, совершеннолетним стало поколение, рожденное в год обретения независимости. Изменилась и ситуация в окружающем мире. Усилилось влияние глобализации. Казахстан стал не только активным членом мирового сообщества, но и объектом различных геополитических интересов. Во втором десятилетии нового века перед страной встали новые социально-экономические задачи по переходу на инновационно- индустриальное развитие. Все это требует от обновленного общества консолидации нового типа, основанной на осознании своего единства перед лицом изменившегося мира. Если на этапе становления государства главной задачей была консолидация общества на основе межэтнической толерантности и общественного согласия, то на новом этапе развития страны стратегическим приоритетом становится достижение национального единства, основанного на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов".
Что для обычного гражданина, погруженного в каждодневные заботы, смысл которых для многих сегодня - выжить, "прорваться", "выкрутиться" самим, воспитать и "вывести в люди" детей, может означать общая система ценностей? На мой взгляд, она сводится всего к нескольким пунктам: общая история, общие ценности, общее будущее.
Если люди будут ощущать собственное неравнодушие и собственное участие в этой единой "системе координат", они будут и более терпимы друг к другу.
"Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение". Можно ли применить эту красивую фразу Вольтера к современному обществу? Немного чересчур, но, если отбросить налет литературщины, то по сути это и есть та толерантность, о которой мы так часто говорим.
Иными словами, терпимость к другому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. И, безусловно, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не только в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.
Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 году ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.
Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения.
"Обвал глобальной экономики обострил проблемы межэтнических и межрелигиозных отношений в мире. Примеров много - Кавказ, Ближний и Средний Восток, страны Центральной и Восточной Африки. В то же время те страны, которые сохраняют сплоченность и единство нации, успешнее противодействуют кризису, развиваются стабильно и достигают новых вершин. Без ложной скромности можно отнести наш Казахстан к числу таких государств", - говорил президент Нурсултан Назарбаев, выступая на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана в октябре прошлого года.
Если рассматривать страну как огромную семью, то, конечно, абсолютно идеальной ее не назовешь. Достаточно глубокие социальные контрасты, коррумпированность власти и правоохранительных органов. Но что касается межнациональной политики, то, по мнению аналитиков института философии и политологии, все народы, населяющие республику, создают единую общность - казахстанский народ.
Казахстанцы довольно высоко оценивают роль религии в межэтническом согласии в обществе. Исследователи делают вывод: в казахстанском обществе сохраняется высокая толерантность между представителями различных конфессий. Кстати, по отношению к сектам негативное отношение населения однозначно растет. Терпимость - это не только способность подставить левую щеку вдогонку за правой. Это инстинктивное желание подойти к лежащему на земле человеку - жив ли он? Это элементарная возможность не нахамить в ответ, если тебе нечаянно наступили на ногу. Не насмехаться над верой и убеждениями другого человека, а уважать их. Может быть, действительно пора как бы "освежить" в сознании граждан эти принципы?
- Жизненно необходимо принятие доктрины национального единства Казахстана, представляющей собой концентрированное выражение всех конструктивных предложений граждан, институтов гражданского общества и государства, - считают разработчики программного документа.
- Доктрина национального единства - основа для осознания народом необходимости сплотиться перед вызовом времени. Это - способ понять, что нас сближает и делает единым целым. Это - импульс к совместному продвижению в будущее. Ее необходимость рождена самой жизнью, она вытекает из логики истории, из нашей общей судьбы. Потому что без единства - нет нации. Без нации - нет государства. Без государства - нет будущего.