Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Птица не пролетит, конь не проскочит

© EurasiaNetКиргизский полицейский возле узбекской границы на закрытой погранзаставе Кара-Суу-Автодорожный
Киргизский полицейский возле узбекской границы на закрытой погранзаставе Кара-Суу-Автодорожный
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В свете последних событий в Кыргызстане перед Астаной стоит сложная задача: именно через казахстанско-кыргызскую границу поступает, по некоторым оценкам, до 70 процентов всех наркотиков, которые транзитом идут в Россию и Евросоюз.

В свете последних событий в Кыргызстане перед Астаной стоит сложная задача: именно через казахстанско-кыргызскую границу поступает, по некоторым оценкам, до 70 процентов всех наркотиков, которые транзитом идут в Россию и Евросоюз.

Не менее проблематично прикрытие узбекско-казахстанской границы.

Во-первых, фактор протяженности границы. Чтобы оборудовать ее современными средствами контроля, понадобится много средств. Во-вторых, заградительная таможенная политика Узбекистана стимулирует контрабанду. Высокие таможенные пошлины вынуждают предпринимателей активно использовать незаконные формы провоза грузов. А так как по обе стороны от границы сидят живые люди, с каналами контрабанды покончить практически невозможно.

Правда, ситуация с тех пор, когда узбекско-казахстанская граница отделяла два государства друг от друга резко изменилась. Теперь та же самая граница отделяет Таможенный союз от не члена Таможенного союза. А это - совсем другой расклад, другие приоритеты, другие акценты.

Теперь о прозрачности или непрозрачности узбекско-казахстанской границы будут рассуждать не только в Астане, но и в Москве, и Минске. Мера ответственности со стороны Казахстана резко возрастает. Отныне любые дыры в границе будут сказываться на торговле всего Таможенного союза.

То есть Москве и Минску небезразлично, как будет функционировать узбекско-казахстанская граница, сколько контрабандного товара через нее пройдет. Это в полной мере относится к внешним границам России и Беларуси, которые, в свою очередь, тоже будут волновать Астану.

Закрыть, нельзя открыть


В феврале текущего года о своей работе по усилению границы отчитался заместитель начальника регионального управления "Онтустiк" Ерлан Иманалиев. Задача-максимум - создать на госгранице с Узбекистаном более двадцати пограничных застав и переоборудовать свыше сорока уже имеющихся.

В рамках этой задачи, по словам Иманалиева, в 2010 году планируется оборудовать инженерные заграждения на 392 километрах южной границы, а также усилить имеющиеся заграждения сигнализационными комплексами, что позволит повысить эффективность охраны на 430 километрах государственной границы. Чтобы закрыть каналы контрабанды по воде, пограничники планируют уже в текущем году развернуть на реке Сырдарья группу малых катеров. В перспективе, к 2012 году планируется полностью оборудовать инженерными заграждениями равнинные участки и горные перевалы, а на кордайском направлении развернуть пограничный отряд.

Причем, пограничники задерживают товары в обоих направлениях.

В 2009 году пограничники пресекли более одной тысячи попыток провоза контрабанды, в том числе 76 случаев провоза наркотических веществ общим весом 1128 килограммов, из них 63,7 килограмма героина, более 205 тонн муки и 54 тонн зерна, более 450 тонн товаров народного потребления и свыше 754 тонн овощей.

Понятно, что весь задержанный объем наркотиков шел из Узбекистана и Кыргызстана транзитом через территорию Казахстана. Также в направлении соседних стран шли овощи, а в обратном - мука, зерно.

Что касается товаров народного потребления, то из Кыргызстана они направляются в Казахстан, а из Казахстана - в Узбекистан.

В середине мая пресс-служба департамента таможенного контроля ЮКО сообщила, что в этом году на пограничных постах с Узбекистаном дополнительно будут установлены 2 автоматизированные системы контроля доставки товаров, 12 систем радиационного контроля, 2 инспекционно-досмотровые (автомобильный и железнодорожный) и 6 досмотровых интраскопических комплексов, 2 электронных пункта пропуска и 5 систем "СКАН-пассажир".

Кроме того, в этом году в ЮКО планируется построить еще один пограничный пункт пропуска - "Атамекен".

Вместе с тем, пограничники сообразили, как трудоустроить освободившихся с погранпунктов с Россией коллег. 29 пограничников с границы с Россией будут взяты в штат погранпостов на границе с Узбекистаном.

Во всей этой истории с укреплением границы одно непонятно. Почему наряду с установкой современного оборудования на узбекско-казахстанской границе одновременно растет и количество пограничников?

Первое. Вполне возможно, что пограничники на южных рубежах госграницы не дружат с электронным оборудованием. Поэтому помощь пограничников с севера как нельзя кстати.

Второе. Вполне возможно, что пограничное ведомство решило во что бы то ни стало не оставлять "своих" в беде, поэтому, расширив штаты на юге, трудоустроит всех освободившихся.

Но самым понятным объяснением всему стало заявление заместителя начальника департамента таможенного контроля по ЮКО Нурлана Отарова, сделанного радио "Азаттык". По его словам из 13 действующих пунктов пропуска с Узбекистаном останется только 6. А до настоящего времени административная граница с соседней республикой приобретет статус государственной.

Единственное, что не может не смущать, так это наше неведение по поводу статуса узбекско-казахстанской границы. Многие из нас считали ее государственной, хотя на поверку выяснилось, что до настоящего момента она носила административный характер.

По заявлению официальных лиц Казахстана южные границы будут укреплены к концу 2011 года. К этому времени ее должны усилить дополнительные пограничные заставы и инфраструктурные объекты. На эти мероприятия в 2010-2012 годах правительство дополнительно выделит 11,4 миллиарда тенге (77,8 миллиона долларов).

Закрыть нельзя, открыть

По сути, серьезной государственной границы между Узбекистаном и Казахстаном в ее цивилизованном понимании никогда и не было.

Вплоть до 2005 года она функционировала в штатном режиме, а объемы товарооборота между государствами можно было вычислять по статистике таможенных служб. В 2005 году узбекские власти приняли решение о введении запретительных пошлин на границе. Если до 2005 года объемы контрабанды не превышали 10 процентов всего товарооборота, то с 2005 года объемы контрабанды резко возросли.

Ярким свидетельством тому факт, что за последние несколько месяцев Узбекистан дважды поднимал таможенную пошлину на ввоз автомобилей.

Контрабанда росла по мере того, как узбекские власти ужесточали режим на границе. Сначала узбекские власти "выбили" из большой торговли челноков, потом ограничили бестаможенный ввоз товаров физическими лицами, снизив пороговую сумму с 50 до 25 долларов.

И с 2005 года объемы контрабанды росли из года в год. По различным оценкам, сегодня в "тени" находится до трети всего торгового оборота между Узбекистаном и Казахстаном.

Ситуация, когда часть товарооборота идет контрабандой, устраивала обе стороны. Пограничники и таможенники по обе стороны границы получали свой "откат" от нелегальных торговцев, или торговцев, заинтересованных в занижении таможенной пошлины.

Причем, "откаты" пограничники и таможенники вымогают не только с контрабандистов, но и с законопослушных предпринимателей. Вместе с тем часть товара идет через границу без сопроводительных документов, так как за ними стоят очень серьезные люди не только в Узбекистане, но и Казахстане.

Поэтому когда пограничники или таможенники во всеуслышание заявляют о том, что собираются наглухо закрыть границу, в это с трудом верится. Чтобы не портить статистику, они станут меньше отлавливать, но больше брать.