Красной нитью проходила в нулевые годы нынешнего тысячелетия тема марийцев. Вспомним. В 2000 году президентом Марийской республики стал Леонид Маркелов, который свистеть хотел на национальное достоинство марийцев.
Первым делом он объявил в 2001 году изучение марийского языка в школах делом добровольным. Поскольку национальная оппозиция мари не смирилась, он расколол непослушные правительству национальные организации, создав альтернативные им проправительственные национальные организации мари.
Он также реорганизовал одно из гнезд марийской оппозиции – Марийский народный театр – таким образом, что были уволены марийские лидеры. В том же 2002 году праздновалось добровольное присоединение марийцев с Россией – марийцы сочли это издевательством над предками, боровшимися за свою свободу.
В цепи этих событий состоялся крупнейший в России митинг протеста финно-угров, в котором приняли участие около 500 представителей мари. В 2004 году вопреки пожеланиям правительственных кругов председателем Национального Совета Мари был избран Владимир Козлов, который стал, однако, надоедливым деятелем.
Мало того, что он активно вмешивался в политическую деятельность, он выступил на IV всемирном конгрессе финно-угорских народов в Таллине со смелой речью, критиковавшей власти. Такое поведение не осталось безнаказанным: январским утром 2005 года его жестко избили по пути на работу. Кроме него, избивались или пострадали от других неприятностей и другие люди, близко стоявшие к национальному лидеру.
Четырьмя месяцами позже, в мае 2005 года парламент Европы принял резолюцию, осуждающую трудное положение представителей марийской национальности. Эстонцы, финны и венгры инициировали кампанию по сбору подписей в поддержку марийцев. Всего по всему миру было быстро собрано более 11 000 подписей.
Еще в начале тысячелетия в коридорах Европейского парламента и Совета Европы было трудно говорить о финно-угорских народах, так как никто о них ничего не слышал. Знали, что в России наряду с русскими проживают евреи, чеченцы – кое-кто слышал даже о татарах, но, например, о марийцах или мордве никто ничего не знал. Вопрос о мари был поднят на международный уровень в 2005 году благодаря созданию в Европейском парламенте группы поддержки финно-угров из 44 человек.
Информация о существовании в России финно-угорских народов, их тяжелом и бесправном положении начала распространяться. Решающим толчком в поднятии финно-угорской темы в Брюсселе и Страсбурге стал принятый в ноябре 2006 года Парламентской ассамблеей Совета Европы доклад Катрин Сакс (представитель Эстонии – прим. перев.) о положении финно-угорских народов.
В Москве всерьез занялись финно-угорской темой. В 2006-2007 годах в Сыктывкаре был создан финно-угорский культурный центр Российской федерации, а в 2007 году в Саранске культурный центр финно-угорских народов Поволжья. В Саранске в 2007 году прошел Первый международный фестиваль финно-угорских культур «Добро пожаловать, финно-угры!» («Šumbrat, FinnoUgria»).
Впервые в мероприятиях финно-угорских народов принял участие президент России. В работе V всемирного конгресса финно-угорских народов в 2008 году в Ханты-Мансийске приняли участие президенты Эстонии, Финляндии, Венгрии и России. Финно-угорская тема затрагивалась в дальнейшем и на ряде встреч президентов Финляндии и России.
Конечно, не стоит считать, что создание центров и проведение крупных мероприятий исходит из большой заботы России о финно-угорских народах. Россию пугает внимание международной общественности к национальной политике России, отвергающей интересы национальных меньшинств. Начиная с 2006 года в СМИ России можно отметить рост числа статей о финно-уграх как об основоположниках российской государственности.
Все больше появляется статей об исчезнувших финно-угорских народах: чуди, мери, муромцах, их следах в русской культуре и языке. В 2006 году, через пять лет после празднования «добровольного» присоединения марийцев, началась подготовка в 1000-летию присоединения к России мордовского народа.
Мероприятия кульминируют в 2012 году. Соответствующий указ подписал президент России Дмитрий Медведев, организационный комитет возглавляет премьер-министр Владимир Путин. Таким образом, можно сказать, что на высшем уровне признается роль финно-угров в формировании российской государственности и русского народа.
Все десятилетие характеризуется и многочисленными статья и новостями о том, что эстонцы особенно опасны и ведут себя в финно-угорских делах провокационно. Эстонцы, которые развивают финно-угорские контакты, в большей или меньшей степени все являются разведчиками.
В интересы эстонцев входит использование находящихся на территории финно-угорских народов природных запасов и в их задачу входит раздувание недовольства среди финно-угорских народов. Они желают свободы финно-угорским народам и хотят их выхода из состава России.
Разумеется, эстонцы действуют не одни, за ними стоят США. К 2005 году фобии доходят до того, что парламент республики Мари Эл напоминает Эстонии и Европе, что республика входит в состав России. Отсюда высылается экспедиция студентов Художественной академии Эстонии, то же самое происходит с фольклорным ансамблем «Хаанья» в Мордовии. Причина – разведка!
На территориях финно-угров рождаются и умирают новые газеты. В 2002 году прекращается издание регулярно выходившей четыре года в Йошкар-Оле финно-угорской газеты Kudo+Kodu – газета была оппозиционной, поэтому власти ее не поддерживали. В 2007 году в Саранске начала нерегулярно выходить Finno-ugorskaja Gazeta. Эту газету поддерживают власти, и она поет им «осанну».
Начинает издаваться ряд финно-угорских журналов: в Сыктывкаре «Этнический комфорт», в Саранске Finno-ugorski Mir. Несмотря на прошедшие в 2007-2009 годах судебные битвы, в Саранске продолжает издаваться последняя оппозиционная газета Erzijan Mastor. Но большинство оппозиционных газет все же ликвидируют, их счета остаются неоплаченными, тиражи конфискуются, редакторов газет преследуют неприятности.
Контрастно сокращаются тиражи газет на национальных языках, тиражи главных газет марийцев и удмуртов - менее 10 тысяч экземпляров. Сокращается эфирное время телевизионных передач, но растет число радиопрограмм на национальных языках. Увеличивается количество изданий книг на национальных языках финно-угорских народов, особенно во второй половине десятилетия.
Тем не менее, оно все же не превышает 30-40 наименований даже для наиболее многочисленных народов. Для сравнения: в Эстонии в год издается на эстонском языке более 4000 наименований изданий. По сути, разрушают все национальные центральные организации финно-угорских народов. Они становятся послушными инструментами в руках местных властей.
Во главе организаций становятся руководящие деятели Государственной думы из числа финно-угров или местных парламентов. Оргкомитеты конгрессов, избирательные процедуры и программы проведения мероприятий утверждаются в министерствах или руководителями республик.
Разъясняется, что национальные организации должны заниматься культурой и традициями. Если еще в 1990-е годы у некоторых центральных национальных организаций были возможность и право законодательной инициативы или они могли быть партнерами при формировании правительства, то в новом тысячелетии исчезает всяческое влияние конгрессов и национальных организаций на повседневную политику.
Удар за ударом наносится по закрепившимся среди финно-угров территориальным формированиям. Парадоксальным образом первым в 2005 году был ликвидирован Коми-пермяцкий автономный округ, ставший в свое время первым подобным образованием в РСФСР. В 2008 году был отменен Долгано-ненецкий автономный округ, а в 2007 году Архангельская область провозгласила превосходство своего законодательства над Ненецким автономным округом.
Направление бросается в глаза: в 2009 году председатель Государственной думы Борис Грызлов высказал мнение, что республики, получающие дотации от центральной власти, следует соединить с экономически более развитыми регионами. Это означало бы исчезновение почти всех финно-угорских республик.
Национальные конгрессы, ставшие/превращенные в придатки властей, а также их председатели, входящие в государственно-чиновную элиту не реагируют, только председатель Национального конгресса Карелии Анатолий Григорьев угрожает в таком случае присоединиться вовсе к Финляндии.
В культурном мире финно-угорских народов России продолжается традиция проведения крупных мероприятий финно-угорских народов. В конце десятилетия появились многие новые инициативы: удмурты и коми-пермяки начинают проводить крупномасштабные фестивали, знакомящие с этнофутуризмом финно-угорских народов, все сильнее укореняется празднование родственных народов. В Псковской области возрождается фестиваль сетуской деревни Радая (Сигово).
Ситуация с образованием на национальном языке трагична. Поскольку согласно новой всероссийской программе образования изучение национальных языков является факультативным, это ведет к повсеместному отказу от изучения национальных языков. Сокращение числа учеников, в свою очередь, ведет к закрытию многих сельских школ.
Можно сказать, что после того как Большой Русский Медведь получил ряд уколов, он начал замечать финно-угров. Даже делать вид, что поддерживает их и признает. Но все позитивное следует рассматривать на фоне общего улучшения экономического положения России. Также в определенной мере изменилась международная ситуация: впервые финно-угорские народы начали поддерживать подфонды структур Европейского союза. Открываются все новые возможности знакомства с финно-угорскими народами.
Позитивным следует считать и то, что финно-угры пытаются найти технологические возможности для знакомства со своей национальной культуры, все чаще встречается духовное и языковое наследие этих народов в Интернете. В то же время нет никаких признаков улучшения языковой ситуации финно-угорских народов, роста языкового престижа и тому подобного. Наоборот, нынешние административные и образовательные реформы не способствуют росту национального сознания.
Духовная направленность крупных форумов и культурных мероприятий финно-угорских народов является русскоязычной и прорусской. Исследования специалистов по языку также подтверждают постоянный процесс русификации финно-угорских языков. Наверняка все эти проблемы будут хорошо озвучены на XI международном финно-угорском конгрессе «Финно-угорские народы и языки в XXI веке», который пройдет 9-14 августа в венгерском Пилисксабе.
Очевидно, наилучшей возможностью для оценки ситуации в нулевые годы даст перепись населения в России в 2011 году. Конец минувшего тысячелетия, несмотря на период второго пробуждения финно-угорских народов России, был относительно грустным, так как численность ряда финно-угорских народов, например, карелов и мордвы, сократилась более чем на 20 процентов.
Яак Прозес, руководитель Центра финно-угорских народов Эстонии
Перевод: Хейно Сарап