Прага. «My chatěli by éto kupíť...» Эту и похожие фразы чешские продавцы слышат все чаще. И слышат с радостью. За покупками стали возвращаться русские туристы, которые в прошлом году под влиянием экономического кризиса и девальвации рубля перестали приезжать. Для магазинов товаров класса люкс и дизайнерских вещей русские представляют значительную долю клиентов.
«У русских уже опять есть деньги, и они опять начинают в Чехии их тратить», - подтвердил Збынек Амброж (Zbyněk Ambrož), директор чешского филиала Premier Tax Free. Компания возвращает НДС с покупок иностранцам не из стран ЕС. «Больше половины всех налоговых возвратов мае и июне получили именно россияне».
Траты других иностранцев к докризисным цифрам возвращаются медленно, а вот «русская» выручка растет значительно. «Если, например, еще в апреле число покупок россиян в Чехии по сравнению с прошлым годом возросло на 22%, то в мае – уже на 56%», - сказал представитель компании Global Blue Иржи Мацас (Jiří Macas).
Русские покупают в Чехии в основном товары класса люкс: дизайнерские вещи и часы. «Мода составляет 30% их приобретений», - подтверждает Мацас.
В чешских магазинах в карман за деньгами лезут даже американцы. В рейтинге иностранцев не из ЕС они сохраняют за собой второе место сразу после россиян. «Траты американцев имеют, скорее, тенденцию к снижению. Даже несмотря на то, что доллар по отношению к кроне существенно укрепился, и для них покупки в Чехии стали существенно дешевле», - сказал Мацас.
В наших магазинах теперь начинают тратиться бразильцы и туристы из Тайваня. И они поспособствовали тому, что число покупок иностранцев не из стран ЕС в Чехии за последние два месяца возросло примерно на треть. При этом Чехия начинает расставаться с имиджем дешевой страны.
«И хотя есть большая группа туристов, которая приезжает к нам именно за покупками, это не большинство. Прага по ценам уже не может конкурировать с такими направлениями, как, например, Лондон или Милан. В время сезонных распродаж там цены действительно очень низкие», - утверждает Мацас.
Популярность чешских магазинов среди русских все еще велика и потому, что здесь легко договориться и на своем родном языке. Во многих магазинах с дорогой одеждой и товарами класса люкс работают говорящие по-русски продавцы. К тому же Чехия относится к излюбленному туристическому направлению. И, по данным исследования компании Boston Consulting Group, 48% русских туристов считают покупки неотъемлемой частью путешествий за границу.
По сравнению с прошлым годом, общий объем покупок, сделанных иностранцами в Чехии, в этом году должен вырасти примерно на треть, делает прогноз Амброж. Благоприятным для представителей торговли должно быть и постепенное ослабление кроны по отношению к евро и доллару. «Ослабление чешской кроны - это стимул для иностранца, можно использовать эту ситуацию и приобрести некоторые товары дешевле, чем дома», - отметил Амброж.