Как только советские войска покинули Афганистан, в стране началась борьба против властей, в которой участвовал целый ряд вооруженных формирований. Эти формирования со временем образовали умеренное исламское движение под руководством Ахмада Шах-Масуда с одной стороны, и движение Талибан, относящееся к радикальному крылу салафитов, с другой. Эти две силы вступили в противостояние, и каждая пыталась нейтрализовать другую.
Совершенно ясно, что борьба против советской оккупации была тем общим делом, которое связывало эти два движения. Опыт войны с Советским Союзом послужил причиной возникновения умеренной идеологии, что и привело к идейной борьбе между вышеупомянутыми силами. Это означает, что у борьцов за свободу в Афганистане не было ясного представления о будущей власти, которая могла возникнуть, если бы советские войска покинули Афганистан. Когда советское присутсвие закончилось, незаметные раньше противоречия между радикальным и умеренным крылом проявились с особой силой.
Умеренные идеи не были только афганскими. В действительности они распространились в среде арабских моджахедов, во главе которых стоял духовный лидер Абдалла Аззам, и он был первым учителем Усамы бин Ладена. Их пути разошлись после вывода советских войск из Афганистана, когда Аззам прекратил проводить военные операции, оставив управление страной ее народу. Он сказал Усаме (согласно свидетельству сына Абдаллы Аззама): "Мы пришли, чтобы служить народу Афганистана. Пусть они сами управляют делами своей страны, а мы поможем им, если это в наших силах". Духовный лидер имел в виду помощь в сфере здравоохранения и образования, однако бин Ладен отказался от этого плана, создав радикальную военную организацию под названием Аль-Каида. Ясно, что фактором, сближавшим их, была советская оккупация, и с уходом советских войск противоречия между умеренными идеями Абдаллы Аззама и радикальными идеями Усамы бин Ладена оказались на поверхности.
И проблема не исчерпывается радикальным дуэтом Аль-Каиды и Талибана в Афганистане - к ним присоединяется пакистанская ветвь движения Талибан, образуя трио, которое стремится установить на подконтрольных территориях шариатский порядок. Однако и между этими крайними движениями существуют разногласия. Афганский Талибан проповедует ислам ханафитского толка и этнически является пуштунским движением. Его военная стратегия не предполагает выхода за границы Афганистана.
Что касается Аль-Каиды, она не устанавливает никаких границ, в ней участвуют люди разных национальностей и культур, исповедующие ислам ханбалитского толка.
Пакистанская ветвь Талибана не отличается от своей афганской сестры по религиозному мировоззрению, национальному составу и стратегиям. Однако в конце 2008 года ее военная стратегия стала менее однозначной, когда появились угрозы провести террористические акты с участием смертников за пределами региона. Это означает что Талибан в Пакистане меняет методы своей работы, теперь беря пример с Аль-Каиды.
Как же похожа эта ситуация на ту, что мы уже наблюдали. Она как будто слепок с прошлого. Раньше афганские вооруженные формирования при всех их разногласиях держала вместе советская оккупация. Что касается нынешнего трио (Аль-Каида и ветви Талибана в Афганистане и Пакистане), то их объединяет борьба против американского присутствия. Но есть ли в этом трио место прагматическим и умеренным взглядам?
Да, есть. Существуют сведения, что Абдалла Анс, один из арабских моджахедов времени советской оккупации, женатый на дочери Абдаллы Аззама, рассказывал, что многие в афганской ветви Талибана придерживаются умеренных взглядов. И он рассчитывает, что именно они в будущем решат множество проблем Афганистана, призывая отказаться то методов Аль-Каиды. Также недавно вышел приказ Совбеза ООН, который исключил пятерых афганских лидеров Талибана из черного списка террористов в ответ на их высказывания, в которых они призывали встать на путь политической борьбы и мирно поделить власть.
Совершенно ясно, что афганская ветвь Талибана является идеологически умеренным движением, и это заставило Аль-Каиду пересмотреть свои позиции, направив свое внимание на граничащие с Пакистаном северо-западные районы страны, где базируется пакистанский Талибан. Это означает, что идейная близость Аль-Каиды и Талибана в Афганистане уже не так очевидна, несмотря на то, что все члены движения приносили присягу мулле Омару как "повелителю правоверных". С другой стороны, Бейтулла Махсуд, бывший глава пакистанского Талибана, вызывает у бин Ладена "экзистенциальный страх" после вооруженной борьбы между возможными преемниками Махсуда - Факихом Мухаммадом, Вали Рахманом и Хакимуллой Махсудом - в которой победил последний. Эта борьба, возможно, повлияет на само существование пакистанской ячейки Аль-Каиды, поскольку эта организация осуждает действия, подходящие под определение "фитна" (раскол). Все это произошло с Аль-Каидой в начале 90-х годов, а теперь Бен Ладен отправился в Судан, охарактеризовав борьбу за власть, происходящую сейчас в Пакистане, как "фитна". Случится ли с Аль-Каидой то же самое, что произошло в начале 90-х годов?
Поскольку Хакимулла Махсуд известен своими крайними взглядами и неприятием умеренной политики, Аль-Каида начала принимать меры для укрепления своих позиций. Все признаки указывают на то, что последняя акция, совершенная Хаммамом Аль-Балави против американцев, по своему почерку близка к почерку Аль-Каиды. А присутствие Хакимуллы Махсуда рядом с Аль-Балави в предсмертном видеообращении последнего - это не что иное, как своеобразная реклама Махсуда, направленная на то, чтобы снизить остроту борьбы между кандидатами в "преемники" и закрепить главенство за "экстремистскими" планами Махсуда.
Все это значит, что вышеупомянутое "трио" в любом случае обречено на распад по причине множества идеологических разногласий и непрекращающейся борьбы за власть.