Четверть века назад нам повезло. Когда взорвался Чернобыль, и коммунисты молчали, никто не знал, что нам грозит, радиоактивное облако, следуя законам физики, перемещалось в области пониженного давления над Белоруссией, Швецией и Германией.
Прошла четверть века, и пора задать вопрос: мы опять будем полагаться на удачу, или получим точную информацию? То, что в России горят леса, пострадавшие из-за Чернобыля, еще не означает опасность. То, что при температуре 700 градусов радиоактивный цезий высвобождается из деревьев в зараженных районах, утверждает австрийский эксперт, а мы знаем, что австрийцы - признанные лидеры в ядерном алармизме. Но мы вправе ожидать, что серьезные сведения придут непосредственно из России.
Если такая информация из России не придет, мы опять вспомним весну 1986 года. То, что Москва скрывает опасное облако, поняли только в Швеции. Когда атомная электростанция «Форсмарк» (Forsmark) зафиксировала повышенную радиацию, стало ясно, что загрязнение идет со стороны и что ветер дует с юго-востока.
Откуда ветер дует теперь, и что он несет с собой? Если об этом мы узнаем из измерений шведских учреждений, у нас будет еще один аргумент в пользу того, чтобы при дальнейшем строительстве АЭС «Темелин» (Temelín) не стоит полагаться на русскую прозрачность.