Разрушительная засуха в России, которая является четвертым по величине мировым экспортером пшеницы после США, Европейского союза и Канады, может изменить судьбу кенийских зернопроизводителей к лучшему.
Сильнейшая за полвека засуха, которая стала причиной природных пожаров и уничтожила 20 процентов урожая пшеницы, заставила российское правительство ввести запрет на экспорт запрета.
Как сказал премьер-министр Владимир Путин, запрет, вступивший в силу в воскресенье, необходим для того, чтобы предотвратить рост внутренних цен на продовольствие, накормить крупный рогатый скот России и создать зерновые резервы.
Другие страны причерноморского региона, в том числе и Украина, тоже пострадали от засухи. Сообщается об уничтожении полумиллиона тонн пшеницы Пакистан — здесь действовала уже не засуха, а наводнение.
Председатель Ассоциации производителей зерна (Cereal Growers Association) Хьюго Вуд (Hugo Wood) сказал в интервью Nation, что мировые цены на пшеницу выросли на 80 процентов, но до Кении эта волна докатится не сразу. Как ожидается, цена мешка пшеницы может, в конечном счете, вырасти максимум до 3-3,5 тыс. шиллингов (порядка 37-43 долл. — прим. пер.).
«Вследствие стихийных бедствий, а также из-за стеблевой ржавчины пшеницы, распространившейся в некоторых частях мира, кенийские цены на зерно поднимутся, хотя рост их будет происходить медленно», — сказал он.
Фермеры, выращивающие пшеницу, в последнее время вели с правительством напряженную борьбу против предложенного снижения пошлины на импорт пшеницы, из-за которой, по их жалобам, цены на пшеницу упадут ниже уровня доходности.
О снижении импортной пошлины с 25 до 10 процентов объявил во время своего июньского доклада, посвященного бюджету страны, кенийский министр финансов Ухуру Кеньятты (Uhuru Kenyatta). Однако из-за фермерских протестов эти изменения до сих пор в силу не вступили.
Теперь фермеры считают бедствия в далекой России и столь же далеком Пакистане неким благословением, которое ниспослано, чтобы их спасти. Однако Вуд развеял опасения, что ожидаемое повышение цен на пшеницу обязательно приведет к росту цен на хлеб.
«Увеличение цены на хлеб не в лучших интересах пекарей. Ведь потребители могут перейти на угали (каша из кукурузной муки — прим. пер.) — цены на кукурузу сейчас очень низки», — сказал он.
Председатель Национальной ассоциации мельников (National Millers Association) Даймонд Лэлджи (Diamond Lalji) предупредил, что, вероятнее всего, цена на хлеб вырастет в течение ближайших недель. Причиной тому станут ситуация в России, установленные правительством Кении высокие пошлины на импорт зерна, а также «консервирование» запасов пшеницы местными фермерами в ожидании лучших цен.
Председатель Национальной ассоциации производителей зерна (National Cereal Growers Association) Тимоти Бусинеи (Timothy Busienei) говорит, что ранее взаимосвязи между ценами на пшеницу и ценами на хлеб не наблюдалось.
Он отмечает, что, хотя в прошлом году цена мешка пшеницы находилась на уровне 3000 шиллингов (порядка 37 долл.), а в этом году упала до 2300 шиллингов (29 долл.), цены на хлеб не снизились ни на шиллинг.
«Пекари должны снизить цены, — сказал он, добавив, что Лэлджи не должен пытаться диктовать свои условия другим игрокам на хлебном рынке. — Не фермерам контролировать цены».