НЬЮ-ЙОРК - Президент Сербии Борис Тадич заявил сегодня (статья опубликована 25 сентября - прим. перев.) в Нью-Йорке, что Сербия готова к диалогу с Приштиной, и надеется, что ведущая роль Совета Безопасности в определении всеобъемлющего решения вопроса Косово будет оставаться доминирующей и придаст легитимность результатам этого процесса.
"Позиция Сербии не изменилась. Сербия никогда не признает одностороннее провозглашение независимости Косово ни явно, ни косвенно. Это предусматривает наша Конституция", - сказал Тадич в своем выступлении на 65-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Он, однако, подчеркнул, что Сербия готова принять участие в процессе, который, как он надеется, приведет к взаимоприемлемому компромиссному решению проблемы Косово, в рамках глобально признанного права – права ООН.
Президент Сербии заявил, что диалог между Белградом и Приштиной стал возможен благодаря резолюции Сербии и ЕС по мнению Международного Суда, которое было принято за несколько недель до Генеральной Ассамблеи.
"Эта резолюция, по сути, нейтральная, и любые другие толкования не соответствуют действительности", - сказал Тадич.
"Сербия приветствует эту резолюцию. Мы с нетерпением ожидаем начала процесса, который, как мы надеемся, приведет к взаимоприемлемому компромиссному решению проблемы Косово", - сказал президент Сербии.
Напомнив о позиции Сербии, которая считает, что попытка одностороннего отделения Косово является нарушением основных принципов Устава ООН, Хельсинкского акта и резолюции 1244 СБ ООН, Тадич поблагодарил подавляющее большинство государств-членов ООН, которые воздержались от признания такого одностороннего акта. Эти страны, сказал Тадич, придерживаются обязательств в рамках Устава ООН, что подразумевает уважение суверенитета и территориальной целостности Сербии, так же как и Сербия, в соответствии со своей конституцией, никогда не признает независимость Косово.
Президент Тадич заявил, что Сербия настаивает на диалоге в рамках всемирно признанного права - права ООН.
"Именно поэтому мы и настаивали на рассмотрении вопроса в Международном суде, а затем и на резолюции Генеральной Ассамблеи по поводу его вердикта", добавил он.
Тадич вновь заявил, что консультативное заключение Международного суда подтвердило, что Косово остается под управлением ООН по делам временной администрации, а резолюция 1244 остается основой для функционирования временных учреждений в провинции. "Центральная и ведущая роль Совета Безопасности в определении всеобъемлющего решения вопроса Косово остается доминирующей и придаст законность результату", - сказал президент Сербии. Тадич также заявил, что Международный суд не подтвердил, что случай Косово является единственным в своем роде, и не дал права на самоопределение косовских албанцев.
Суд, по его словам, решил изучить язык одностороннего провозглашения Косово и выразил мнение, что сам текст не содержит ничего, что нарушает международное право.
"Вскоре, впервые за много лет, начнутся переговоры между двумя сторонами. Мы должны быть терпеливыми и сосредоточить внимание на вопросах, которые позволят укрепить доверие с обеих сторон. Будет много тем для обсуждений и некоторые из них будут особенно сложными", - сказал Тадич.
"Все вы можете способствовать созданию атмосферы, благоприятной для установления доверительных отношений. Мы вступаем в фазу, в которой для креативных решений потребуется политическое воображение и большой опыт. Я верю, что мы можем войти в фазу, в которой все стороны оставят позади дипломатические засады", - сказал Тадич.
Он также сказал, что считает, что дальнейшее настаивание на признании независимости Косово является бесперспективным и контрпродуктивными для наступающей фазы.
По его словам, важно, чтобы государства-члены, которые еще не признали независимость Косово, оставались при таком же мнении в процессе диалога.
Заявив, что никогда еще не случалось, чтобы независимость проглашалась без согласия «материнской» страны, Тадич заявил, что окончательное решение по таким значимым и деликатным вопросам никогда не было результатом принуждения, а всегда необходимо согласие.
"Столь же вредными были бы попытки изменить реальное положение вещей в процесе диалога. Любая попытка изменить эту реальность путем применения силы привела бы к немедленному прерыванию диалога", - предупредил Тадич.