Нью-Йорк, 29 сентября. К вопросу реформирования Совета Безопасности ООН постоянно обращаются на сессиях её Генеральной Ассамблеи в течение уже более десяти лет, однако какого-либо соглашения достичь не удаётся. Нынешняя сессия – не исключение.
«Процесс реформирования Совета Безопасности фактически можно считать «сказкой про белого бычка», заявил президент Словакии Иван Гаспарович.
За первые четыре дня работы 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН более 70 руководителей государств заявили о необходимости реформирования Совета Безопасности.
«Уже нельзя считать приемлемым то, что статус постоянного члена Совета Безопасности, в обязанности которого входит поддержание безопасности и мира в мире, привязан к нормам давно ушедшей в прошлое эпохи», подчеркнул министр иностранных дел Египта Ахмед Абдул Гейт (Ahmed Abdoul Gheit).
«Точно так же недопустимо, что его работа по-прежнему характеризуется отсутствием открытости и взвешенности», добавил он. Структура высшего органа, отвечающего за вопросы безопасности, менялась лишь один раз. Изначально в него входили пять постоянных членов с правом вето – победители во Второй Мировой Войне (1939-1945): Великобритания, Китай, Россия, США и Франция и шесть непостоянных, которые менялись каждые два года.
В 1965 году число непостоянных членов было увеличено до десяти, чтобы таким образом отобразить количественный рост ООН с 51 государства-основателя до 117. Таким образом, Совет Безопасности стал состоять из 15 членов. В настоящее время на всемирном форуме представлены 192 государства.
За места в Совете Безопасности идёт напряжённая борьба, поскольку его члены дают право на введение санкций, проведение военных операций и операций по поддержанию мира.
Некоторые страны заявляют о своём желании занять место непостоянных членов за 10 лет до того, как оно станет вакантным. Неудивительно, что вот уже 17 лет звучат голоса, требующие реформировать Совбез.
«После долгих лет нескончаемых переговоров впервые нами разработан проект документа, который можно обсудить», заявил в июне этого года представитель Афганистана Захир Танин (Zahir Tanin). Он возглавляет межправительственный орган, который разработал документ о процессе реформирования, где впервые представлены различные позиции всех государств-членов и региональных групп.
«Тот факт, что переговоры длятся более 15 лет, свидетельствует о глубоких различиях в подходе государств-членов», отметил министр иностранных дел Италии Франко Фраттини (Franco Frattini).
Существует консенсус относительно того, что состав Совета Безопасности устарел и не предусматривает расширения числа постоянных членов. Но когда дело доходит до вопроса о будущей его структуре, то между региональными группами и традиционными соперниками разгораются острые споры.
«Китай должен научиться любить Японию; Пакистан – Индию; Аргентина – Бразилию; Египет духовно должен стать частью Африки, а Нигерия – обрести стабильность. Франции следует быть поскромнее и оставить свои националистические замашки», заявил профессор политических наук Томас Вейсс (Thomas Weiss).
«Нам необходимо добиться того, чтобы парламенты государств-членов одобрили изменения в Уставе ООН», подчеркнул Вейсс, который также возглавляет Институт Международных Исследований имени Ральфа Банча (Ralph Bunche) при Нью-Йоркском университете. «Однако это представляется весьма трудной задачей», добавил он.
В одну из главных групп, выступающих за реформу Совбеза ООН, входят Бразилия, Германия, Индия и Япония (Г-4). Все эти страны обладают значительным политическим и экономическим весом.
Их поддерживают Франция и Великобритания, считающие, что указанные страны должны получить статус постоянных членов. «Совет Безопасности должен быть реформирован и отражать новую географию власти», указал Ник Клегг (Nick Clegg), британский вице-премьер.
«Великобритания занимает чёткую и недвусмысленную позицию относительно того, что Бразилия, Германия, Индия и Япония должны иметь статус постоянных членов, и Африка тоже должна иметь своего представителя. ООН не может говорить от имени многих, если слушает лишь немногих», добавил он.
Г- 4 сталкивается с жестким противостоянием со стороны своих региональных конкурентов, входящих в альянс Объединившиеся ради Консенсуса. К ним относятся, среди прочих, Аргентина, Южная Корея, Италия, Мексика и Пакистан. Эти страны также пользуются значительной поддержкой.
«Нам необходимо добиваться результата, который бы объединил, а не разделил все государства-члены», указал министр иностранных дел Пакистана Махдум Шах Мехмуд Куреши (Makhdoom Shah Mehmood Qureshi.) «Наши коллективные усилия должны привести к выработке консенсуса, который учтёт интересы всех», добавил он.
Представительство Африки в Совете Безопасности является явно недостаточным. «Недопустимо, чтобы Африка, страны которой составляют почти 30% членов ООН, а проблематика превышает 60% повестки дня заседаний Совета Безопасности, не имела своих представителей среди постоянных членов», подчеркнул министр иностранных дел Мозамбика Олдемиро Маркеш Балой (Oldemiro Marques Balói). Африканский Союз заявляет о намерении иметь в Совете Безопасности двух постоянных членов с правом вето и пять непостоянных.
Кроме того, за последние годы Кувейт предложил, чтобы одним из постоянных членов была арабская или мусульманская страна; Гранада предложила то же самое в отношении небольших островных государств, а Люксембург выступил за то, чтобы в Совбезе были представлены в качестве постоянного члена все малые государства, составляющие большинство участников всемирного форума.
Интересно, удастся ли после стольких лет и стольких обсуждений реформировать Совет Безопасности.
«Я до этого не доживу», заявил 64-летний Вейсс.