«Мы ожидаем начала переговоров как можно раньше, потому что считаем, что в интересах и сербов, и албанцев начать переговоры по нерешенным проблемам в Косове», - так Горан Богданович отвечает на вопрос, когда следует ожидать начала диалога между Белградом и Приштиной.
Отмечая, что Белград в полной мере готов к этим переговорам, «в отличие от Приштины, которая не делает ничего, чтобы до них действительно дошло дело», министр Богданович говорит, что переговоры должны начаться сразу же после формирования так называемого косовского правительства.
Горан Богданович: Всем ясно, что статус-кво является неприемлемым и никого не устраевает. Поэтому в ходе искренних переговоров следует прийти к компромиссу между сербами и албанцами и найти решение повседневных проблем людей, проживающих в нашей провинции.
«Вечерње новости»: Когда вы ожидаете формирования правительства в Приштине, учитывая что на 40 процентах избирательных участков состоятся повторные выборы?
- Это трудно предвидеть, но в последние дни все более заметно давление со стороны международного сообщества, требующего от Приштины сформировать правительство для того, чтобы стабилизировать политическую ситуацию в Косове и начать диалог. Однако ситуация такова, что недавний доклад Дика Марти может затянуть формирование так называемого правительства Косова и способствовать проведению новых выборов.
- Если Хашим Тачи будет одним из представителей власти, будете ли вы вести с ним переговоры?
- Мы будем вести переговоры с любыми законными представителями албанского народа, но в то же время мы хотим, чтобы как можно быстрее расследовали все обвинения, содержащиеся в докладе Дика Марти, ведь это необходимо не только из-за предстоящих переговоров, но и для будущих отношений между сербами и албанцами.
- От кого вы ожидаете расследования дела о человеческих органах, имея в виду, что полномочия нашей судебной власти в Косово ограничены?
- Расследовать все факты, содержащиеся в этом докладе должно международное сообщество, поскольку судебная система Косова не в состоянии сделать этого, в то время как сербские судебные органы не имеют доступа к этой области. Так что я надеюсь, что международное сообщество создаст судебную комиссию, которая рассмотрит все те серьезные обвинения, кроме того, по моему мнению у EULEX (миссия ЕС в Косове) нет не только возможности, но и смелости для расследования тех чудовищных преступлений. Тем более, что создается впечатление что EULEX боится реакции албанской общественности.
- Вы часто повторяете, что переговоры должны привести к историческому компромиссу между сербами и албанцами. Что он подразумевает?
- Исторический компромисс должен быть в угоду и одной и другой стороне, ведь сейчас есть албанцы, которые получили все, и сербы, которые потеряли даже больше, чем это... Таким образом, компромиссным должно быть решение, в котором обе стороны будут одинаково удовлетворены или неудовлетворены. Нельзя постоянно потворствовать тотько одной стороне, которая в данном случае итак абсолютный победитель.
- Вы действительно верите в успех переговоров, учитывая, что предыдущие, состоявшиеся в Вене, практически провалились, не успев начаться?
- Я хочу верить в успех переговоров, потому что мне кажется, что в Приштине, пусть и под давлением международного сообщества, уже созрело осознание того, что переговоры с Белградом неизбежны и что они должны произойти рано или поздно. Нынешняя ситуация никого не устраивает.