Виновные в незаконной торговле человеческими органами, о чем говорится в докладе Дика Марти, не должны уйти от ответственности и остаться безнаказанными. Расследование - тщательное, объективное и всеохватывающее - должно начаться незамедлительно.
Об этом заявил «Новостям» Александр Конузин, посол России в Белграде, добавив, что информация, содержащаяся в докладе, настолько серьезна, что международное сообщество обязано отреагировать на нее.
«Вечерње новости»: Какова позиция России в связи с докладом Марти о зверствах в Косове?
Александр Конузин: Автор доклада Совета Европы Марти подготовил очень важный и подробный документ, который имеет большое международное значение. Информация о бесчеловечных деяниях никого не может оставить равнодушным, ни политиков ни простых людей. Эта информация вызвала глубокую обеспокоенность во всем мире. Материалы доклада касаются не только насильственных изъятий человеческих органов, но и причастности бывших командиров так называемой Освободительной Армии Косова и нынешних членов политической верхушки Косова к организованной преступности, в частности, к торговле оружием и наркотиками. Я хочу напомнить, что этот документ был подготовлен по инициативе российских парламентариев. Они требовали назначить человека, который бы подготовил доклад СЕ после появления информации, опубликованной в мемуарах бывшей прокурора Гаагского трибунала Карлы дель Понте.
- Являются ли обоснованными упреки, что международному сообществу следовало бы отреагировать раньше, сразу после выхода книги дель Понте?
- Ответ на этот вопрос уже содержит доклад Марти: влиятельные фигуры в столицах целого ряда стран и многие международные чиновники были готовы закрыть глаза на совершенные преступления ради «политической стабильности» в Косове.
- Считаете ли вы возможным, что переговоры между сербами и косовскими албанцами начнутся еще до завершения расследования по докладу Дика Марти?
- В соответствии с резолюцией ООН от 9 сентября 2010 года инициативу по этому вопросу взял на себя ЕС. Кроме того, в Приштине на данный момент не с кем говорить.
- Будет ли Россия, и каким образом выступать посредником в переговорах?
- На данный момент Россия не видит себя в этих переговорах. В конце концов, нас никто формально и не приглашал участвовать. Я повторяю, что еще не сформирована посредническая инициатива, о которой объявил ЕС.
- Чего вы ожидаете от переговоров?
- Не могу сказать, что я настроен оптимистично, что касается результатов.
- Можете ли вы представить в качестве участника переговоров Хашима Тачи, который подозревается в серьезных преступлениях?
- Господин Тачи явно не самый лучший партнер для переговоров. Но это должны решать те, кто непосредственно занимается их организацией.
- Как вы расцениваете предложения, чтобы Россия вместе с ЕС и США сотрудничала с Белградом в поисках нового политического решения вопроса Косова?
- О таком предложении я не слышал. Как известно, эти страны признали независимость Косова и кажется, что свою позицию они не намерены менять. Россия также не собирается менять своего мнения.
- А изменилось ли отношение России к проблеме Косова после принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН?
- Россия не признала самопровозглашенную независимость Косова и, как я уже сказал, не собирается этого делать. Решение проблемы Косова должно быть найдено при помощи политических методов, в соответствии с нормами международного права и на основе резолюции 1244.
- Может ли Сербия и впредь рассчитывать на поддержку со стороны России в Совете Безопасности?
- Несомненно. Россия будет продолжать оказывать поддержку Сербии в той степени, в которой она будет проявлять последовательность.
- Означает ли это, что Россия признала бы Косово, если бы это сделала Сербия?
- Ваш вопрос не имеет ничего общего с реальностью. В Москве его не рассматривают под таким углом.
- Если Сербия в ближайшем будущем решит вступить в НАТО, испортит ли это отношения между Белградом и Москвой?
- НАТО является не только политическим, а в первую очередь военным союзом. Таким образом, присоединение к нему новых членов для нас вопрос безопасности. Мы не видим необходимости расширения НАТО, мы предлагаем работать над созданием единой и неделимой системы евро-атлантической безопасности для всех, без исключения, в том числе тех государств, которые сделали выбор в пользу нейтралитета. Это не исключает сотрудничества с альянсом в той степени, которая способствует стабильности в мире. Именно в такой степени, с ними и сотрудничает Россия.
- Каково Ваше мнение по поводу полемики в Сербии - за и против НАТО?
- Мне известны аргументы как сторонников так и противников вступления Сербии в НАТО. В этом контексте интересны откровения бывшего помощника премьер-министра Великобритании Тони Блэра. Из отрывков его дневников, опубликованных недавно в лондонском Guardian ясно, что командование НАТО рассматривало территорию Сербии в качестве полигона для испытания новых видов оружия, в частности аэрозольой бомбы огромной разрушительной силы. Это о многом говорит. Решение о членстве в том или ином альянсе, конечно, суверенное право каждого государства.
- Россия входит в число основных внешнеторговых партнеров нашей страны. Довольны ли вы деловым климатом?
- Несмотря на общую положительную динамику нашего сотрудничества, остаются нерешенными некоторые проблемы, особенно когда речь идет об инвесторах из России, которые вложили средства в средние и малые предприятия Сербии. Большая часть проблем связана с коммерческой деятельностью и несовершенством национального законодательства. Есть также случаи неэкономических методов воздействия на российских инвесторов, что вызывает определенную осторожность наших бизнесменов.