Газета «Эрипяев» (Äripäev, эстонская деловая газета – прим. ред.) написала в передовой статье, что «в смысле туризма введение безвизового режима с Россией явилось бы естественным развитием вещей» и что «во-вторых, закопанный топор войны помог бы оживлению экономики Эстонии.»
Редакция задала риторический вопрос: что за пользу мы получаем от такой мелкой ненависти к соседу? От того, что мы, стиснув зубы, будем утверждать, что никогда и никоим образом не будем сотрудничать с Россией?
В интересах дальнейших дебатов эти слегка эмоциональные мнения нуждаются в разъяснениях и рассмотрениях. Начну с возможности визовой свободы между Европейским союзом и Россией.
По моему мнению, это вопрос можно было бы рассматривать как превосходную возможность для инновационной реорганизации экономики России и политической модернизации.
Мы в Эстонии ведь хорошо знаем, что без конкретных целей и необходимых для этого шагов наше слияние с Европой не проходило бы столь быстро и плодотворно. Это касалось и достижения возможности безвизового передвижения для наших граждан как в современном шенгенском пространстве, так и далее.
Никто, в том числе и наши соседи финны, не предоставлял нам визовой свободы лишь за красивые глаза или только в вере, что это поможет оживить экономику. Прежде всего, были важны наши шаги в направлении укрепления правового государства, частью которых были и выполнение технических условий.
Лидеры России неоднократно подчеркивали, что видят свое государство как часть Европы. Присоединение России к Совету Европы в 1996 году было первым шагом по внедрению принципов ценностей европейского пространства. Однако здесь, особенно за последнее десятилетие, произошел целый ряд откатов.
Я согласен с «Эрипяев», что Эстония должна значительно активнее вести лоббистскую деятельность среди европейских партнеров, помогая России добиться одной из важнейших целей на европейском направлении. Чем более открытой и дружественно настроенной по отношению к соседям будет Россия, тем лучше будут, например, и эстонско-российские отношения.
Хотя министр иностранных дел России Сергей Лавров и утверждал неоднократно, что Москва готова к установлению визовой свободы, это не совсем соответствует истине. Только лишь для выполнения различных технических условий потребуется еще не один год.
Так, России необходимо для визовой свободы внедрить систему выдачи биометрических паспортов совместно с регистром документов. При этом в более чем 40 пограничных пунктах необходимо ввести в строй систему распознавания биометрических паспортов. По мнению финских экспертов, только на инсталляцию последнего потребуется пять лет.
У России по-прежнему не заключены договоры о возврате нелегалов с целым рядом государств Европейского союза, в том числе и с Эстонией. При этом России следует основательно поработать над контролем своих южных границ, которые являются одним из источников нелегальной иммиграции на европейском направлении.
Только с учетом одних лишь этих стоящих перед Россией задач мы сможем говорить о визовой свободе не ранее чем в десятилетней перспективе. Президент Франции Николя Саркази, которого никак нельзя заподозрить в антироссийскости, говорил даже о 2025 годе.
Но у этой истории есть и иная, ничуть не менее важная сторона, чем выполнение технических условий.
Это возврат России на путь демократических реформ и реальная реализация закрепленных в конституции России принципов правового государства. Без последнего полная визовая свобода с Европейским союзом нереальна.
«Давно пора закопать топор войны и начать устанавливать с Россией хорошие отношения», пишет «Эрипяев». Кто бы не хотел, чтобы отношения с соседом были хорошими. Я не знаю в Эстонии ни одной политической силы, которая утверждала бы обратное.
«Россия ничего не требует от Эстонии. Мы только ожидаем, чтобы Эстония считалась с нашими национальными интересами. Однако Эстония их игнорирует и открыто проводит антироссийскую политику». Это мнение не времен Бронзовой ночи (события, связанные с массовыми беспорядками апреля 2007 года, после переноса Бронзового солдата – прим.перевод.). Так сказал мне российский дипломат Александр Удальцов в 1996 году, когда он характеризовал деятельность правительства Тиита Вяхи. Менее чем за год до этого Эстония в интересах заключения пограничного договора отказалась от требований возврата Занаровья и Печор.
Кто хоть немного в курсе дипломатии, тот знает, что добрососедские отношения недостижимы только лишь чисто механическими шагами. Да еще когда к тому же шаги односторонние и сделаны под давлением. Для установления прочных и взаимополезных добрососедских отношений нужна и значительная совместная доля единых ценностей.
Спросил в понедельник у экс-премьера России Михаила Касьянова, что является главным камнем преткновения в отношениях между нами. Ответ был прост: до тех пор, пока верхушка власти в России считает крах Советского союза крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, до тех пор трудно предполагать достижение полного добрососедства или взаимопонимания.
Поэтому в отношениях с Россией нам необходимо шаг за шагом, спокойно и отстаивая свои принципы, продолжить расширение поля доверия. Оживление туризма и торговли показывает, что мы на правильном пути. Чем дальше от нас остается распад империи, тем меньше будет и мешающих эмоций.
Марко Михкельсон - председатель парламентской комиссии по делам ЕС
Перевод: Хейно Сарап