В этом году Казахстан ожидает реструктуризация газовой отрасли страны. Распределение газовых активов проходит не так заметно, как разногласия в нефтяной сфере, однако влияние «голубого» топлива на будущее нашей страны трудно переоценить. Наш ближайший сосед – КНР – уже запустил обе руки в газовые закрома Центральной Азии, включая нашу республику. Китайские стратеги отыграли значительные углеводородные резервы в этой шахматной партии. Нам же следует смотреть, чтобы вслед за нашим газом под влияние Поднебесной не ушли и казахстанские земли.
По данным, полученным от экспертов в нефтегазовой отрасли, реорганизация АО «КазТрансГаз» будет осуществлена уже в этом году. Ряд источников предполагает, что «КазТрансГаз» вполне может быть ликвидирован в ходе реорганизации или поглощен своей дочерней компанией «Интергаз Центральная Азия».
Зачем она нужна? Для пугающе безнадежного выполнения радужной инициативы народного IPO: сократить расходы, включая непрофильные, и продать часть акций через биржу. Чем это чревато для нас, рядовых потребителей? Повышением цены на газ.
Для многих читателей почти незаметно прошла рокировка в нефтегазовом менеджменте АО «КазМунайГаз», несмотря на то, что она повлечет за собой значительные последствия, как для государства, так и для рядовых потребителей. Во главе АО «КазТрансГаз» встал Данияр Берлибаев. Эксперты утверждают, что именно Д.Берлибаев курировал постройку газопровода «Казахстан-Китай». Теперь газовые «пророки» ожидают смены гендиректора АО «Интергаз Центральная Азия», родственника первого вице-премьера Умирзака Шукеева.
«Интергаз ЦА», пожирающий «КазТрансГаз»
Посетителю сайта АО «Интергаз Центральная Азия» с первой минуты ясно, что оператором всех магистральных газопроводов в Казахстане является именно эта компания, а не сам «КазТрансГаз». Все международные контракты на транзит газа подписаны АО «Интергаз Центральная Азия».
Источники в отрасли сообщили, что, скорее всего «Интергаз ЦА» выделят в отдельную компанию-оператора газовых магистралей, которых в республике 10, протяженностью 11 тыс. км. А «КазТрансГаз» является надстройкой, которая может быть ликвидирована без вреда для транспортировки газа. Именно разветвленная структура АО «КазТрансГаз» является препятствием для выхода АО «Интергаз Центральная Азия» на фондовый рынок. По самым скромным подсчетам, АО «КазТрансГаз» состоит из более чем десяти компаний, включая три компании под названием Интергаз (Intergas Finance B.V., Intergas International B.V.).
А отдельное АО «Интергаз ЦА» на иностранном фондовом рынке с удовольствием купят российские или китайские инвесторы.
В таком случае «КазТрансГаз» останется без значительных поступлений и дальнейшее его содержание будет невыгодно. На плаву такую структуру сможет поддерживать только «КазТрансГаз-Аймак», которая продает газ потребителям. Однако источники предполагают, что «КазТрансГаз-Аймак» может быть передан в «КазМунайГаз» для придания ему пущей инвестиционной привлекательности перед «народным IPO». Тогда в АО «КазТрансГаз» останутся «Амангельды Газ», «КырКазГаз» и пару оффшорных компаний, которые прибыли не приносят.
Кстати, вполне ожидаемо, что когда «Аймак» перейдет в прямое подчинение АО «КазМунайГаз», цены на газ для казахстанских потребителей поднимутся.
Все лучшее – китайскому потребителю
В то время как Казахстан намерен построить теплоэлектростанцию на угле возле озера Балхаш (спасибо «Самрук-энерго» за архаичные инновации: угольную ТЭС!), наш великий сосед – Китай объявил программу перехода с угольной экономики на газовую, чтобы китайские граждане дышали чистым воздухом.
Нам, конечно, отрадно читать про успехи КНР, потому что там давно окопались многие наши промышленники, туда едут лечиться наши политики, и мы сами можем быть спокойны за свои легкие во время визитов в Поднебесную.
Поэтому мы не только осуществляем транзит газа в Китай, но и сами будем отправлять туда свой, родной газ. Как знает внимательный читатель – битву за чистоту пекинского воздуха ведет компания «КазТрансГаз» через свое дочернее предприятие «Азиатский газопровод», СП с китайской компанией.
Мы уже построили газопровод в КНР, на очереди вторая, третья и четвертые нитки газопроводов по этому же маршруту. Теперь в этом году начнется строительство газовой трубы Бейнеу-Бозой-Акбулак. Мало кто знает, что одним из условий выдачи китайского кредита на строительство этого газопровода была отправка половины «голубого» топлива в КНР. Хотя первоначально мы хотели лишь ликвидировать дефицит газа в южных регионах страны. Ведь Амангельдинское месторождение, открытое в 9 лет назад с такой помпой, скоро может закрыться совсем. Именно на западноказахстанский газ рассчитывает Алматы – чтобы перевести на него ТЭЦ, пока город не задохнулся в угольно-свинцовом чаде.
Наверное, всем читателям, кроме инициаторов строительства угольной ТЭС ясно – уголь, сгорая, дает 30-40% сажи, которая идет прямиком в наши легкие. Газ чище, лучше для всех. Зато «акулам госбизнеса» понятно совсем другое: газ можно дороже продать, чем уголь, газ дешевле в доставке, и мудрое китайское руководство дает нам кредиты, на часть которых можно построить газопровод. Другую часть кредита можно отмыть через строительные и логистические фирмы и купить на них дом или должность – и это не фигура речи.
Почему наш бензин дорогой и отвратительного качества? Потому что нефть выгоднее продавать за границу. Почему мы будем строить угольные ТЭС, отапливать дома углем, а наши дети будут дышать угольной пылью? Потому что кое-кому выгоднее продавать газ за рубеж, а не обеспечивать им казахстанского потребителя.
Вот и строятся нефтегазовые магистрали на наши деньги для чужих интересов.
Но есть нюанс
Но многое с транспортировкой газа еще неясно по следующей причине. Самый крупный инфраструктурный проект современного Казахстана – газопровод «Казахстан-Китай» до сих пор не может определиться с оператором. Китайские партнеры хотят оператором СП «Азиатский газопровод» (AGP), где у китайцев 50% доля. Ведь, скорее всего, AGPв 2014 году отойдет китайской стороне на 100%, если не сможет погасить свыше $50 млн убытка, нанесенного девальвацией тенге и сверхнизкими тарифами на транзит.
Казахстанские же партнеры требуют, чтобы оператором газопровода стало АО «Интергаз Центральная Азия».
Обычно сговорчивая казахстанская сторона, тут горой встала на защиту «Интергаза ЦА», что доказывает большое будущее, которое эксперты пророчат данной компании на бирже Сянгана. Подмять под себя всю газотранспортную систему Казахстана – большой куш. А потом выйти на иностранный фондовый рынок.
Судьба акций компании почти ясна – значительная часть может уйти малоизвестной компании, а от нее – уже неизвестному владельцу, и поступления от транзита газа в экономику Казахстана снизятся.
Вы нам газ (и землю!), мы вам - вентиляторы
Можно предположить, что немало в газотранспортных раскладах будет зависеть и от визита президента Казахстан в КНР, который начинается 21 февраля.
Как пишет официальная пресса, в ходе визита Нурсултан Назарбаев посетит город Тяньцзинь. Не случайно, что как раз перед поездкой главы Казахстана, в этом городе в спешном порядке запустили крупную ветроэлектростанцию на 50 мегаватт.
Просьба к главе государства от китайских партнеров очевидна: «Вы нам больше газа, а мы вас научим делать электричество из воздуха». Тем более что богатые ветром районы Казахстана как раз находятся на границе с КНР – Джунгарские ворота и Чиликский корридор.
Более десяти лет назад ООН сделала подробный анализ Казахстана – где и сколько дует ветер. Президент сразу же предложил этим заняться правительству и прочим структурам «развития».
Само собой – как и все другие проекты – ветроэнергетика осталась на бумаге, деньги на депозитах, а чиновники – в креслах. Потенциал в миллиарды киловатт остался нетронутым. Проект провалился с треском, который услышали китайцы и предложат нам развить нашу ветроэнергетику – если уж нам своих мозгов и рук не хватает. Зато земли в избытке.
При чем тут рабочие руки и казахстанская земля?
Дело в том, что по программе развития возобновляемых источников энергии в Казахстане для инвесторов в эту отрасль энергетики предоставляются значительные льготы.
»В рамках данной программы инвесторы могут воспользоваться государственными натурными грантами по временному безвозмездному пользованию земельными участками, и освобождением от таможенных пошлин», говорится в сообщении ПРООН 18 февраля, в прошлую пятницу.
Кто-нибудь из читателей верит, что найдется хотя бы один «казахстанский» чиновник, который рискнет госденьгами, насиженным местом и действительно возьмется за данный проект? Это китайская сторона лучше понимает потенциал Казахстана, нашей земли. Наши чиновники больше специалисты по Швейцарии, Англии и Сингапуру.
Другими словами, когда китайская сторона сможет убедить Нурсултана Абишевича, а вернее членов казахстанской делегации, что ветрогенераторы из Тяньцзина нам помогут – энергетики КНР смогут брать большие участки земли в Казахстане, включая поливные земли фермеров. С компенсацией по кадастровой стоимости вероятно.
Случайно ли, что в пятницу (18 февраля) к президенту на прием самостоятельно записался и отчитался по имеющимся земельным ресурсам (24 млн гектаров пашни) министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев? А глава KEGOCрассказал Н. Назарбаеву об энергоснабжении населения РК в тот же день.
Если ситуация пойдет так, как я боюсь:
-КНР забирает большую часть нашего газа;
-мы остаемся должны за кредит и отдаем газовую трубу;
-сами строим Балхашскую ТЭС угольного образца;
-китайские компании заходят на ветроэнергетический рынок и могут брать в пользование казахстанскую землю и завозить свои людские ресурсы;
-«Интергаз Центральная Азия» идет на IPOи продается китайским инвестиционным фондам-
все это значит, что за данной операцией стоит та же сила, которая планировала совместно с JilinGrainGroupи OrientalPatronвыращивать сою и рапс на миллионе гектар нашей земли.
Если лидер нации выскажет интерес к идее ветроэнергетики в ее китайской версии – все остальное сделают те, кто организовал визит президента в Тяньцзинь и уже прикинул вышеизложенные шаги.
В таком случае, организация визита главы Казахстана с заездом в Тяньцзинь профессиональными разведчиками называется как «мероприятие содействия» экономическим интересам организатора. Но кто предложил президенту посетить Тяньцзинь? Контрразведка знает?
Хотелось бы напомнить инициаторам подобной идеи, что в Казахстане есть усть-каменогорская разработка универсальной ветровой турбины. Не обязательно отдавать нашу землю за генераторы, которые мы можем делать сами. Если десятки чиновников, несколько министров за (ужас!) ДЕСЯТЬ лет не поняли и не захотели развить альтернативные источники энергии – неужели надо обязательно ехать за границу за иностранными мозгами? Ведь у нас сотни грамотных ученых в стране и десятки наших корифеев работает по миру.
Неужели, если кому-то лично выгодно продавать сырой газ для быстрого обогащения, нельзя начать его переработку в Казахстане для общего блага? Мы уже десять лет пытаемся наладить выпуск авиакеросина и сжиженного газа и не добились успеха, качество бензина и дизеля до сих пор «хромает». За нашу нефтехимию только сейчас берутся китайцы. Между прочим, китайцы скоро нас научат делать нас калийные удобрения, изделия из меди и другие полезные вещи. Есть подозрение, что никто в правительстве не осознал – ЧТО такое инновации и ЧЕМ комплексная индустриализация отличается от откатно-хаотической…