Сербия призывает Совет Безопасности создать независимый орган, который бы расследовал дело о торговле человеческими органами в Косово. Открыто на ее сторону стали Россия и Китай, а все, кто хочет вывести преступников на чистую воду выразили недоверие миссии EULEX. Однако, из Нью-Йорка не поступило сигнала о том, что решение будет в нашу пользу. Вук Еремич, министр иностранных дел Сербии, считает, что шансы все еще есть, поскольку большинство стран в ООН выступают за срочное расследование по докладу Дика Марти. В интервью «Вечерње новости» он сказал, что международное сообщество настроенно поднять этот вопрос на более высокий уровень, чем это предусмотрено в EULEX.
Вук Еремич: Большинство членов Совета Безопасности на заседании на прошлой неделе поддержали запрос Сербии. Открыто это сделали Россия и Китай, Бразилия, Индия, Южно Африканская Респулика, Габон и некоторые другие страны. Некоторые страны, к сожалению, все еще колеблятся. Однако, все согласны, что расследование просто необходимо и сейчас проходят консультаций по этому вопросу. В любом случае, мы не позволим затолкать это дело под ковер и предать его забвению.
«Вечерње новости»: Сам Дик Марти ставит под сомнение компетентность EULEX, как из-за того, что он не охватывает всю територию, на которой следует провести расследование, так и из-за сомнения в объективности инстанции, находящейся под эгидой ЕС, так как он считает, что многие страны знали о преступлениях, но молчали. Не боитесь ли вы, что если EULEX будет единственным уполномоченным, расследование останется лишь на бумаге?
Вук Еремич: В докладе Дика Марти сказано, что многие знали о торговле человеческими органами, но ничего не предпринимали по этому вопросу. Это очень тревожное обвинение, которое также должно быть расследовано. Трудно представить, что это может быть осуществимо без мощного мандата ООН. Очевидно, что у EULEX нет полномочий за пределами территории Косова, что необходимо в этом случае. Кроме того, Дик Марти, открыто ставит под сомнение нынешнюю способность EULEX защитить свидетелей. Если все преступления, совершенные на территории Югославии, расследовались с мандатом Совета Безопасности ООН, нельльзя допустить, что в случае обвинения в торговле органами, жертвами которых были в основном сербы, было по-другому. В противном случае, будет трудно избежать впечатления, что в сфере международного права существуют двойные стандарты, и что некоторые заинтересованы в том, чтобы полная правда так и не выплыла на поверхность. Мне не хотелось бы в это верить.
- В Приштине сформированно правительство, а тяжкие обвинения не помешали выбрать Хашима Тачи премьер-министром. Насколько это усложнит последующие отношения Сербии с Приштиной – от упомянутого расследования до переговоров?
- Для нас это вопрос уважения прав человека, установления элементарной справедливости и получения предпосылок для примирения сербского и албанского народа. Его следует рассматривать отдельно от политических процессов.
- Может ли Сербия сесть за стол переговоров с людьми во главе с Тачи, даже если переговоры не будет вести лично он?
- К сожалению, это не первый и, вероятно, не последний случай когда в Приштине на руководящие должности избирают и назначают людей с очень плохой репутацией. Но это реальность Косова и на нее трудно влиять. Если мы хотим достичь какого-либо соглашения, мы должны попробовать это сделать с ними.
- Вам не мешает, что главой делегации по переговорам назначен Борко Стефанович, человек из вашего министерства?
- Нет. Г-н Борислав Стефанович в качестве переговорщика был назначен непосредственно правительством Республики Сербии, независимо от рабочего места, которое он сохранил за собой в министерстве.
- Упоминается ли в международных кругах разделение Косово как одно из решений вопроса и как «исторический компромисс», о котором так много говорится?
- Все больше и больше людей в международных кругах признают, что проект признания независимости Косово зашел в тупик и что необходимо найти компромиссное решение. Многие из них считают, что разделение может быть одним из решений.
- После решения Гаагского суда и принятия совместной с ЕС резолюции ожидалась волна признаний независимости. Этого не произошло. В чем причина?
- После Гааги и Нью-Йорка мы приложили огромные дипломатические усилия чтобы убедить многие страны в нашей правоте. Это был, пожалуй, самый трудный период нашей дипломатической борьбы с момента провозглашения независимости. Несмотря на широко распространенные ожидания, что мы опустим руки, и что в итоге будут десятки новых признаний, мы не сдались и это дало результаты. Небольшое количество признаний независимости за этот период, а также предупреждение попыток Косова вступить в международные организации, является ключевым показателем нашего успеха в очень трудных условиях. Только таким образом можно было прийти к ситуации, в которой бы всем стало очевидно, что проблема Косова не может быть решена путем навязывания, без компромисса, приемлемого для обеих сторон.
- Как изменились приоритеты внешней политики с прошлого лета. Кажется, что теперь главная цель не Косово, а европейский путь?
- Наша внешняя политика абсолютно последовательна, и это было официально подтверждено на конференции послов МИД в начале этого года. Мы не отказываемся ни от одного намеченного ранее приоритета.
- Какова цель неожиданного визита Путина в Сербию? Чья это была инициатива?
- Этот визит крайне важен для нас и представляет собой кульминацию долгих месяцев работы нескольких государственной органов на различных уровнях. Я ожидаю, что кроме подтверждения высокого степени политического консенсуса между нашими странами, это послужит хорошим поводом для начала новые совместных экономических проектов, в первую очередь в области энергетики и инфраструктуры.
- Каковы нынешние отношения с Китаем после «инцидента» с Нобелевской премией?
- Китай является проверенным другом Сербии и оказывает нам недвусмысленную поддержку на международной арене. Это очень четко было видно на последней сессии Совета Безопасности ООН.
- Как вы думаете, сможем ли мы выдержать запланированные темпы, чтобы Еврокомиссия смогла 12 октября выступить с решением по кандидатуре?
- Я считаю, что это возможно. Продолжение реформ в целях достижения европейских стандартов нашего общества не должно быть предметом внутренних политических споров.
- В то время как вы объезжаете планету, вы также координируете эвакуацию граждан из Ливии ...
- Я думаю, что в случае кризиса в Тунисе, Египте и Ливии МИД показало, что оно в состоянии профессионально выполнять задачу по защите своих граждан за рубежом. Конечно, были некоторые ошибки, но я думаю, в этом плане нам могли бы позавидовать страны и более влиятельные, чем наша.