Несмотря на политические различия входящих в группу БРИКС стран (Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики), они сосредоточились на международных переговорах в области торговли, чтобы укрепить свое влияние. Их объявленная цель заключается в том, чтобы обеспечить экономическую выгоду своему альянсу.
Неудивительно, что Всемирная торговая организация (ВТО) выбрала страны БРИКС для того, чтобы продемонстрировать коллективную силу этого неформального альянса новых мировых держав, расположенных на трех континентах.
За исключением России, все страны БРИКС входят в ВТО, штаб-квартира которой находится в Женеве.
Некоторые аналитики считают, что этот нарождающийся центр мировой экономической мощи в перспективе может стать противовесом промышленно развитым государствам Северной Америки и Европы, а также Японии, занимающим в настоящее время главенствующие позиции в мире.
После ежегодной встречи на высшем уровне, которую страны БРИКС провели 14 апреля на китайском курорте Санья (на юге страны), ждать им долго не придется.
ВТО намерена разослать 21 апреля проект документа по спорным вопросам, касающимся забуксовавших переговоров раунда Доха, целью которых является выработка единых правил мировой торговли.
Позиции торговых представителей бедных и богатых стран вошли в противоречие по целому ряду вопросов, в частности, касающихся крупных сельскохозяйственных субсидий в США и Евросоюзе.
«Бразилия, Китай, Индия и ЮАР связаны обязательствами и призывают других членов поддержать сильную, открытую и регулируемую систему многосторонней торговли, нашедшую свое воплощение во Всемирной торговой организации, и способствовать успешному, сбалансированному и всеобъемлющему завершению Раунда развития в Дохе», говорится в итоговом документе встречи лидеров стран БРИКС.
«Министры договорились о том, как защитить интересы развивающихся стран в ходе многостороннего сотрудничества», отметил министр торговли КНР Чэнь Дэмин (Chen Deming).
«Мы настаиваем на том, чтобы придерживаться договоренностей, достигнутых в ходе прошлых переговоров для того, чтобы обеспечить проведение сбалансированного и наполненного содержанием раунда Доха», добавил он.
Лидеры стран БРИКС предлагают разделяемый многими в развивающемся мире подход, при котором приоритетным считается раунд Доха в качестве основополагающей инстанции для «выравнивания развития в области доходов от торговли», сказал Рави Ратнайяке (Ravi Ratnayake), член Экономическая и социальная комиссии ООН для Азии и Тихого океана, региональной организации со штаб-квартирой в Бангкоке.
«Развивающиеся страны желают получать большую экономическую выгоду от мировой торговли, в которой промышленно развитые государства в течение десятилетий занимали главенствующие позиции», подчеркнул Ратнайяке.
Страны БРИКС находятся в таком положении, которое позволяет им обеспечить договоренность, благоприятную для всего развивающегося мира, «поскольку они представляют самые сильные развивающиеся страны мира и, следовательно, обладают сильным голосом», заявил он IPS.
В настоящее время в странах БРИКС проживает 40% населения земного шара, их совокупная территория занимает 25% поверхности Земли, а в 2010 году их удельный вес в мировой экономике составил 16%, или 62 триллиона долларов.
С тех пор, как в 2001 году аналитик банка Goldman Sachs Джим О'Нейл (Jim O’Neill) предложил сокращение БРИК для того, чтобы обозначить динамично развивающуюся группу стран в составе Бразилии, России, Индии и Китая, и до 2010 года торговый оборот между этими государствами и Южно-Африканской Республикой (которая также вошла в эту группу) увеличился в 15 раз и в настоящее время оценивается в 230 миллиардов долларов.
Некоторые аналитик утверждают, что к 2050 году группа БРИКС займет ведущие экономические позиции в мире, отодвинув на второй план «большую семерку» наиболее богатых и промышленно развитых стран, в которую входят Германия, Канада, США, Франция, Великобритания, Италия и Япония.
Борьба между «большой семеркой» и развивающимся миром с особой остротой развернулась в ВТО, где в 2001 году начались переговоры об открытии нового раунда.
Представители Китая, Индии и Бразилии заняли в ВТО жесткую позицию, напомнив своим собеседникам из США и Европы, что этот девятый раунд международных торговых переговоров, с тех пор как после Второй мировой войны (1939-1945) возник новый торговый режим, имел особую задачу улучшить экономическое положение беднейших стран, предложив им выгодную возможность участвовать в мировой системе многосторонней торговли.
«Для того, чтобы спасти раунд [Доха], Китай по-прежнему стремится принять участие в переговорах в конструктивном духе и в различных формах, при условии, что эти переговоры не будут противоречить мандату раунда Доха для развивающихся стран», заявил И Сяочжунь (Yi Xiaozhun), посол Китая при комитете по переговорам в области торговли ВТО, в коммюнике, распространенном 29 марта.
«Развивающиеся страны чувствуют себя обойденными в связи с тем, что в выдвинутых предложениях очень мало чего говорится о развитии», написал Мартин Хор (Martin Khor), исполнительный директор Южного Центра (South Centre), в апрельском номере бюллетеня, который издает эта экспертная группа в Женеве.
«В ходе недавних совещаний ВТО Бразилия, Южно-Африканская Республика и Индия выступили с резкими заявлениями о том, почему не следует ожидать от них принятия на себя кабальных обязательств, губительных для их экономики. Особенно когда промышленно развитые страны, предлагающие принять данные обязательства, не идут ни на какие встречные уступки», добавил он.
Страны БРИКС, по всей видимости, не намерены снижать таможенные пошлины и тем самым позволять промышленным товарам из стран «большой семерки» наводнять рынки их стран, в то время как сама «большая семерка» по-прежнему усиленно субсидирует свое сельскохозяйственное производство.
«Предполагалось, что главной целью переговоров в Дохе, которые начались в 2001 году, будет реальное сокращение субсидирования сельского хозяйства в богатых странах», заявил Хор.
«Все указывает на то, что этого не произойдет, учитывая их заинтересованность в субсидировании сельскохозяйственного производства», подчеркнул исполнительный директор Южного Центра.