Устоявшиеся реалии геополитики сейчас стремительно меняются. Нас эти перемены затрагивают как на макроуровне, так и на микроуровне. Президент Зардари нанес в Россию государственный визит – впервые после состоявшегося в 1974 году визита З. А. Бхутто. За фасадом обычных дипломатических фраз об общих интересах и взаимном стремлении укреплять торговлю и бороться с терроризмом отчетливо ощущалось, что мы перестраиваем наши международные отношения и ищем новых контактов с новыми партнерами.
Мы уже укрепили связи с Китаем, подписали в прошлом году торговое соглашение с Таджикистаном и провели полезный раунд торговых переговоров с Индией. Россия богата энергоносителями и экспортирует не меньше, чем потребляет. Нам она интересна как в этом качестве, так и в качестве рынка для нашей продукции.
Разумеется, это новый геополитический фронт и быстрых прибылей нам ждать не следует. Президентский визит лишь заложит основы для отношений, которые будут развиваться еще долгое время после того, как его правительство станет лишь (очередным) дурным воспоминанием, и могут окончательно развернуться лишь десяток лет спустя.
Пока одни связи крепнут, другие слабеют. После убийства Усамы бин Ладена постоянно звучат рассуждения о трещинах в отношениях между нами и американцами. Журналисты и политики из обоих лагерей указывают на ослабление нашей взаимозависимости, и можно не сомневаться, что наши отношения не только достигли нижней точки, но и могут упасть еще ниже.
В пятницу парламент, подчеркнул, как далеко мы разошлись с Америкой, единогласно приняв на совместном заседании обеих палат резолюцию из 12 пунктов, которая может стать отправной точкой для целого ряда перемен в наших отношениях с Америкой.
Парадоксальным образом, убийство бин Ладена подтолкнуло наше правительство продемонстрировать в отношении Америки чуть больше решимости, чем обычно. Комитет кабинета министров по обороне сделал резкое заявление из восьми пунктов, указывающее на пересмотр межведомственных процессов и параметров взаимодействия с американцами. Фактически правительство заявило американцам, что в дальнейшем они больше не смогут творить все, что им заблагорассудится. Эта мера несколько запоздала, но ее можно только приветствовать.
В пятницу начальник Объединенного комитета начальников штабов генерал Халид Шамим Винн (Khalid Shameem Wynne) продемонстрировал нам, как этот пересмотр будет выглядеть, отменив свой визит в Америку и встречу со своим американским коллегой адмиралом Майком Мулленом (Mike Mullen).
Наши отношения с Россией вступают в новую фазу, а наши отношения с Америкой переживают ряд перемен, которые будут иметь далеко идущие последствия как для региона, так и – возможно – для всего мира. В геополитике ничто не вечно, в том числе, как показал опыт России, и сверхдержавы. Некоторые признаки перемен заметны даже в Китае. К концу этого года арабский мир будет выглядеть совсем иначе, чем в прошлом январе.
Убийство бин Ладена – национальный позор, однако на него можно посмотреть и в другом свете. Оно дало нам возможность пересмотреть как наши международные отношения, так и отношения между государством и военными. Нам не следует упускать эти возможности.
Автор – британский социальный работник, живущий в Пакистане.