Россия примерно в сорок раз больше Японии территориально, и в то же время обе они дополняют друг друга во многих областях. Даже имея разные системы администрирования и управления, и Россия, и Япония могут похвастать многочисленными подвигами во время периода развития после мировой войны. Тем не менее, у обеих стран есть многое, чему они могли бы научиться друг у друга.
Первый урок касается внешней политики. Со времен создания Советского Союза внешняя политика Москвы была в общем и целом независимой. Даже при том, что советская экономика была меньше интегрирована в мировую, ей удалось вести независимую внешнюю политику, не склоняясь под внешним давлением. Гласность и перестройка также символизировали ясные и индивидуальные меры советской политики, и не были продиктованы иностранными державами, воздействием зарубежной силы. Даже после развала СССР Россия продолжает идти независимым курсом, настолько, насколько это возможно. Для сравнения, со времен окончания Второй мировой войны японская внешняя политика диктуется в значительной степени Вашингтоном. Хотя Демократическая партия Японии (ДПЯ) и выиграла последние выборы на обещаниях проведения «независимой» внешней политики и «равного» альянса с США, с тех пор мало что изменилось. Однако практически нет никаких причин для того, чтобы третья по величине экономика мира (а до недавнего времени вторая) полагалась на другую страну в своих отношениях с миром. Здесь Япония могла бы поучиться у Росси, которая независимо от скромного уровня экономического развития, достаточно смела и дерзка, чтобы заявлять о себе на глобальной арене.
И Япония, и Россия сделали гигантские шаги вперед в области науки и технологий. Россия – лидер в космической области, в авиации, в сфере военного оборудования и в секторе атомных технологий. Российский вклад в мир, помимо прочего, включает в себя первую в мире космическую станцию «Мир» и самые стойкие, безопасные и ныне единственные функционирующие космические корабли «Союз». С другой стороны, Япония достигла уровня бесспорного глобального лидера в области высокотехнологичных полупроводниковой отрасли и автомобильной промышленности, обладающие высочайшей репутацией бренды, такие как Sony, Toshiba, Honda и Toyota служат демонстрацией мягкой силы страны по всему миру.
Другим важным уроком, который Россия может и должна усвоить из опыта Японии, является использование ресурсов. Япония сама практически не имеет своих природных ресурсов. Она импортирует практически все сырье для своей промышленности, и экспортирует готовые товары, тем самым зарабатывая огромные деньги. В противовес этому, российская экономика в большой степени зависит от экспорта сырья и углеводородов. Да, Россия богатейшая страна мира в плане полезных ископаемых, и они обеспечивают ей серьезный рычаг воздействия на глобальной арене, но это вещь неустойчивая. Полезные ископаемые имеют свойство заканчиваться, и в один прекрасный день закончатся. Также, слишком большая зависимость от сырья делает Россию уязвимой для так называемого феномена голландской болезни. Следовательно, вместо того чтобы быть полностью зависимой от сырья, российское правительство должно заниматься модернизацией и развитием и пытаться развивать высокотехнологичные отрасли, которые обеспечат значительное количество высококвалифицированных рабочих мест для народа страны.
Размеры населения обеих стран схожи, и спад уровня населения является еще одной проблемой, которые связывают страны вместе. Москва сделала определенные усилия в этом отношении, и сейчас в стране наблюдается рост рождаемости, в то время Токио еще предстоит продемонстрировать усилия и признаки увеличения рождаемости. Частично решение проблемы лежит в области открытия национальных границ для иммигрантов (опытных и квалифицированных, а также полуквалифицированных) из стран третьего мира. Россия в последнее время предприняла некоторые шаги по облегчению визовых ограничений, тем самым открыв путь для прибытия талантов. Япония, возможно, самая консервативная страна мира в плане иммиграционной политики, пока держала и держит свои границы закрытыми для иностранцев. Японское правительство должно понять, что помимо задачи справиться с падением уровня населения, иммиграция также принесет новые таланты, которые будут способствовать поддержанию ее уровня как экономической и технологической сильной державы.
Ясно одно. Будущее этих морских соседей лежит в области сотрудничества и координации усилий, а не в конфликте. В то время как Россия может стать крупным поставщиком сырья для японской промышленности, Япония может стать крупным источником технических ноу-хау для модернизации промышленности российской. В свете китайского ограничения экспорта редкоземельных металлов (на долю Китая приходится 95% всего мирового экспорта редкоземельных металлов), российские шахты по добыче редкоземельных металлов могут стать жизнеспособной альтернативой для японской высокотехнологичной промышленности. Сколково (более известное как российская Кремниевая долина) может стать еще одной точкой отсчета в сотрудничестве, японские компании могут основать там свои инновационные центры и заняться взаимовыгодными проектами.
Они должны серьезно решить свой спор вокруг Курильских островов, согласившись совместно развивать ресурсы региона, а не спорить по поводу владения ими. Недавно заключенный договор о демаркации границы между Россией и Норвегией может сыграть роль направляющего инструмента в этом отношении. Более того, в свете все большего развития Китая как экономического гиганта и быстрого расширения его возможностей на море, становится просто императивом, что Россия и Япония должны объединить свои силы (как экономические, так и в области обороны), чтобы не допускать потенциального доминирования Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Самир Джафри (Sameer Jafri) – фрилансер и политический аналитик из Индии. Он обычно пишет по глобальным и геополитическим вопросам.