Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Международное правосудие отдает расизмом?

© AFP PHOTO / KOEN VAN WEELМеждународный суд в Гааге
Международный суд в Гааге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
27 июня 2011 года Международный уголовный суд выдал постановление об аресте Муаммара Каддафи. Складывается впечатление, что Международный уголовный суд возбуждает дела против одних лишь африканцев. Означает ли это, что в Пакистане, Афганистане, Газе и Чечне все спокойно?

27 июня 2011 года Международный уголовный суд выдал постановление об аресте Муаммара Каддафи. С этого момента отношения его генерального прокурора Луиса Морено Окампо (Luis Moreno Ocampo) с Африканским Союзом серьезно испортились. «Складывается впечатление, что Международный уголовный суд возбуждает дела против одних лишь африканцев. Означает ли это, что в Пакистане, Афганистане, Газе и Чечне все спокойно? Проблемы существуют не только в Африке. Тогда почему в этом суде говорят только об африканцах?» Таким образом габонец Жан Пинг (Jean Ping), председатель комиссии Африканского Союза с 2008 года, выразил свое недовольство 29 июня во время 17-го саммита глав государств АС в Экваториальной Гвинее.

Причина его гнева - международное постановление об аресте Муаммара Каддафи, которое выдал за дня до этого Международный уголовный суд. В ответ на заявления его генерального прокурора Луиса Морено Окампо, он воскликнул: «Мы сказали ему: «Занимайтесь правом, не лезьте в политику». Как сказал один из президентов, Окампо - клоун».

Уже несколько лет между МУС и АС ведется скрытая война. В 2008 году Африканский Союз выразил возмущение по поводу выдачи Луисом Морено Окампо постановления об аресте президента Судана Омара аль-Башира, которого обвинили в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности в Дарфуре, и отказался сотрудничать с его организацией.

Однако на этот раз тон заявлений стал гораздо резче. Новое обострение не за горами.

МУС забыл о Ближнем Востоке


На данный момент в МУС выдали 14 постановлений об аресте. Все направлены против выходцев из африканского континента.

Трое суданцев: бывший министр гуманитарных дел Ахмед Харун и командующий ополчением Али Кушайс (27 апреля 2007 года), а также глава государства Омар аль-Башир (14 июля 2008 года). 

Пятеро угандийцев: все руководители Господней армии сопротивления, в том числе ее лидер Джозеф Кони (2005 год).

Пять выходцев из Демократической республики Конго: Тома Лубанга Дьило (10 февраля 2006 года), Жермен Катанга (2 июля 2007 года), Матье Нгуджоло Шуи (6 июля 2007 года), Боско Нтаганда (26 августа 2006 года). Первые трое из них в настоящий момент находятся в пенитенциарном центре МУС в Гааге.

10 июня 2008 года постановление было также вынесено в адрес основателя Движения за освобождение Конго и бывшего вице-президента Демократической республики Конго Жана-Пьера Бемба Гомбо. Он был арестован и переведен в пенитенциарный центр в Гааге.

Последним в списке стал ливийский лидер Муаммар Каддафи.

Тем не менее, мы так и не увидели начала следствия против инициаторов войны в Ираке, главными из которых стали бывший президент США Джордж Буш-младший и его министр обороны Дональд Рамсфельд. Несмотря на то, что развязанный ими вопреки мнению Совета безопасности ООН конфликт унес жизни сотен тысяч иракцев и сопровождался чудовищными нарушениями прав человека, как, например, это было в печально известной тюрьме Абу-Грейб. 

Точно такой же завесой молчания окружен и палестино-израильский конфликт. Хотя, как следует из нескольких детальных отчетов ООН, Amnesty International и Human Rights Watch, израильская армия совершила военные преступления или даже преступления против человечности, в первую очередь в ходе операции «Литой свинец», которая проводилась с 27 декабря 2008 года по 27 января 2009 года против боевиков ХАМАС в секторе Газа.

Скрытая война АС и МУС

Как видите, международное правосудие и в первую очередь сам МУС далеко не безупречны. Сидики Каба, сенегальский адвокат, который с 2001 по 2007 год занимал пост председателя международной федерации прав человека (FIDH), никогда этого не скрывал. В своей последней книге «Вопрос всеобщего правосудия: Правосудие белых против всех остальных?» (La justice universelle en question: Justice de blancs contre les autres? 2010 год) он пытается заострить внимание на двойных стандартах и «лежащих в их основе политических инструментах».

Тем не менее, этот неутомимый борец за права человека всегда выступал против решения АС отказаться от сотрудничества с МУС. В частности он раскритиковал этот шаг в 2008 году, когда главы африканских государств поддержали президента Судана Омара аль-Башира.

«Африканский Союз поставил себя в неудобное положение, когда решил поддержать Омара аль-Башира и отказаться от сотрудничества с МУС. Такая ситуация ставит под вопрос стремление его членов бороться с безнаказанностью. Она нарушает легшее в его основу соглашение, которое ставит борьбу с безнаказанностью и соблюдение прав человека в число приоритетных задач», - заявил он.

Лауреат Нобелевской премии мира южноафриканский епископ Десмонд Туту (Desmond Tutu) также высказал свое негодование:  «В июле 2008 года, когда стало известно, что прокурор МУС готовит постановление об аресте Башира за геноцид, преступления против человечности и военные преступления, Африканский Союз выпустил адресованное Совету безопасности ООН официальное сообщение с требованием остановить процесс. Вместо того, чтобы осудить геноцид в Дарфуре, Африканский Союз решил заявить о своей озабоченности по поводу настойчивого давления на африканских лидеров и поддержал аль-Башира, который пытался отсрочить правосудие».

Три главных разбирательства, которые ведутся в настоящий момент Гааге, касаются африканских стран: Демократической Республики Конго, Уганды и Центральноафриканской Республики. Тем не менее, противостояние АС и МУС приобретает тем более сомнительный оборот, что каждое из них было открыто по просьбе глав этих государств. Посчитав, что их страны не в состоянии должным образом провести расследование или судебные процессы против обвиняемых в совершении тяжких преступлений на их территории, они передали обвинение в руки ооновской судебной инстанции.

Дело в том, что за вычетом таких исключительных случаев, как Дарфур или нынешний конфликт в Ливии, когда суд возбудил дело по просьбе ООН, Международный уголовный суд, который был задуман как юридическая инстанция для процессов над обвиняемыми в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях, должен служить как дополнение для национальных судебных систем. И может сыграть свою роль, только когда у национальных судов нет желания или необходимой компетенции для вынесения решения по подобным делам.

МУС занимается не только африканцами

Что касается случая бывшего президента Либерии Чарльза Тейлора (Charles Taylor), против которого были выдвинуты обвинения в военных преступлениях и преступлениях против человечества в Специальном суде по Сьерра-Леоне, с 2007 года его судят в Гааге по настоятельной просьбе Либерии и Сьерра-Леоне, которые решили вынести разбирательство за пределы своих границ по соображениям внутренней безопасности.

Кроме того, заявления Жана Пинга о том, что МУС выступает против одних лишь африканцев, не соответствуют действительности. Первым действующим главой государства, которого передали в руки международного правосудия, стал бывший президент Сербии Слободан Милошевич в 2001 году.  

Не стоит забывать и о бывшем лидере боснийских сербов Радоване Караджиче, против которого в Международном трибунале по бывшей Югославии были выдвинуты обвинения в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях. 22 июля 2008 года он был арестован и находится в заключении в Гааге с 30 июля 2008 года. 31 мая 2011 года к нему присоединился его друг Ратко Младич. Бывший командующий армии боснийских сербов был задержан 26 мая по обвинению в тех же самых преступлениях.

В действительности, помимо отсутствия достаточной политической воли для борьбы с безнаказанностью, которая является одной из основных причин возникновения кровавых конфликтов в Африке (за такими редкими исключениями, как Южная Африка и в меньшей степени Нигерия и Гана), две главных беды судебной системы африканского континента таковы: практически полное отсутствие достойного юридического аппарата и недостаточная (в лучшем случае) независимость от политической власти. Так, например, жертвы бывшего чадского диктатора Хиссена Хабре до сих пор ждут обвинительного приговора, хотя сенегальский суд еще в 2000 году выдвинул против него обвинения в пособничестве в преступлениях против человечности, пытках и варварстве.