Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не ходил бы ты, Блэр, в Астану

Британские журналисты вскрыли подоплеку большой любви Тони Блэра к Республике Казахстан и президенту Назарбаеву

© коллаж ИноСМИБлэр и Каддафи
Блэр и Каддафи
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Девятеро британских депутатов от разных партий «настоятельно призвали правительство Великобритании инициировать полное независимое расследование финансовых взаимоотношений г-на Тони Блэра с покойным полковником Каддафи». Запрос появился после известия о новой должности Блэра – политического советника Назарбаева. Видимо, не только нас заинтересовала столь явная привязанность бывшего премьера к авторитарным лидерам.

Девятеро британских депутатов от разных партий «настоятельно призвали правительство Великобритании инициировать полное независимое расследование финансовых взаимоотношений г-на Тони Блэра с покойным полковником Каддафи». Запрос появился после известия о новой должности Блэра – политического советника Назарбаева. Видимо, не только нас заинтересовала столь явная привязанность бывшего премьера к авторитарным лидерам.

Оказывается, не только казахстанцы спрашивают, зачем нам такой консультант, да еще за такие деньги. Английская пресса тоже задает этот и многие другие вопросы. На назначение Блэра она отреагировала целым залпом публикаций.

Так, The Telegraph безапелляционно заявила, что Блэра наняли добиться для президента Казахстана Нобелевской премии. «Авторитарный лидер богатого нефтью Казахстана нанял Тони Блэра в качестве советника, полагая, что бывший премьер-министр может помочь ему выиграть Нобелевскую премию мира», – пишет об этом прямо редактор отдела расследований газеты Джейсон Льюис, ссылаясь на «хорошо информированные источники».

 

Читайте также: Блэр помог Каддафи и идет к Назарбаеву


Резко критикуемый за ситуацию с правами человека казахстанский режим также прибег к услугам Алистер Кэмпбелл, бывшего шефа по связям Даунинг-стрит, и Джонатана Пауэлла, бывшего эйчара (начальника по кадрам) Блэра «в погоне за мечтой президента», добавляет автор. (Создается впечатление, что мы скупаем всех «бывших», которые высказывают готовность помочь нам с имиджем, заметим от себя.)

«Этот шаг вызывает вопросы о деятельности г-на Блэра, который, уйдя с поста премьер-министра, объездил весь мир, смешивая дипломатические миссии и благотворительность с секретными сделками на миллионы фунтов», – говорится также в статье.

Таинственные «изумруды»

Честно говоря, и для нас многое в истории с Блэром остается загадкой. Например, The Telegraph пишет, что «бывший премьер-министр также открыл свое представительство в стране», а выяснить, где именно открыл и где находится его офис, не могут даже самые опытные «искатели информации». Наш корреспондент потерпел на этом поприще полный крах.

Источники сообщили нам, что якобы для советника Назарбаева куплен офис в «Изумрудном квартале» – уникальном административном комплексе в Астане. (Три небоскреба в стиле хай-тек напоминают драгоценные кристаллы, застройщику – корпорации «Базис-А» – есть чем гордиться. Примерно так описывают этот комплекс казахстанские издания.)

Для начала мы позвонили в пресс-службу президента и услышали: «К сожалению, мы не обладаем такой информацией». Так же ответили в управлении делами президента и посоветовали обратиться в приемную. Оттуда нас отправили в общественную приемную аппарата президента, но туда мы так и не смогли дозвониться.

Отчаявшись, мы решили позвонить в компанию «Базис-А».

– Все вопросы, которые касаются сделок, являются сугубо конфиденциальными, поэтому вам следует, скорее всего, обратиться в какие-то правительственные органы. Другого я здесь не вижу выхода... – ответили на наш вопрос в строительной корпорации.

Такая же секретность окружает и другие вопросы, связанные с Блэром. Пошли слухи, что «эмиссары» экс-премьера уже зондируют почву в Казахстане, встречаются с экспертами. Но сами эксперты, услышав имя Блэра, делают вид, что не понимают, о чем речь.

О Гоге, Тимуре и арабских шейхах

Но вернемся к статьям наших британских коллег. Джейсон Льюис, продолжая рассуждать о роли Блэра в нашей стране.

Он говорит о надеждах Назарбаева: мол, Блэр и его соратники помогут рассказать всему свету о реформах в Казахстане, о его ключевой роли в ходе войн в Ираке и Афганистане. Кроме того, Назарбаев хочет подчеркнуть свою роль в ядерном разоружении – речь идет о недавней инициативе сделать 29 августа Международным днем против ядерных испытаний (в этот день Назарбаев подписал указ о закрытии Семипалатинского полигона).

 

Читайте также: Блэра упрекают в дружбе с Каддафи и бизнесе с Назарбаевым


Но, продолжает журналист, Назарбаева обвиняют в нарушении прав человека, и страна занимает 105-е место в рейтинге коррупции Transparency International и 162-е в Индексе свободы прессы. Вообще The Telegraph показывает отличную осведомленность о внутренних делах Казахстана. Закон о лидере нации, пытки в местах лишения свободы, «дело Жовтиса», самоубийство Нуркадилова тремя выстрелами, даже закон о религии – не забыто ничего.

Кстати, в установлении отношений Блэра с «Ак ордой» большую роль, по версии издания, сыграл бывший глава компании BAE Systems сэр Ричард Эванс. В настоящее время он член совета директоров ФНБ «Самрук-Казына», про который «противники президента Назарбаева заявляют в Высоком суде в Лондоне, что он использует фонд в личных интересах». «Группа, которая имеет около 50 млрд фунтов стерлингов активов, была создана указом президента, а возглавляет ее зять Назарбаева Тимур Кулибаев, который приобрел бывший семейный дом принца Эндрю», – напоминает газета.

Кроме того, по мнению издания, на выбор именно Блэра могли повлиять связи последнего с арабскими шейхами, ведь, как полагают в The Telegraph, большая часть личного состояния Назарбаева «переехала» в банки Эмиратов, а сам президент состоит в близких родственных отношениях с членами королевской семьи. Кстати, о родственных связях: «Принц Эндрю – близкий друг гламурной Гоги Ашкенази, вхожей во внутренний круг Назарбаева, которая имеет ребенка от зятя президента Тимура».

Вывалив все эти сведения, газета попыталась получить информацию от первоисточников, но наткнулась на однозначные ответы в стиле «не был, не участвовал, не привлекался». Джонатан Пауэлл сказал, что работа с президентом Назарбаевым не входит в сферу его благотворительной деятельности. Пресс-секретарь Тони Блэра заявил, что он не участвует в нобелевской кампании Назарбаева. С г-жой Кэмпбелл не удалось связаться для комментариев, мрачно заканчивает статью Джейсон Льюис.

Никакого бизнеса – просто дружба

В другой британской газете, Daily Mail, Блэру припомнили «дружбу» с Лакшми Митталом. «Тони Блэр заключил сделку с Казахстаном после встречи с миллиардером Лакшми Митталом в стране, пораженной коррупцией», – так начинается статья в воскресном номере.

Стальной магнат Миттал, который пожертвовал более 4 млн фунтов стерлингов лейбористам, сидел рядом с Блэром на заседании влиятельных международных бизнесменов в столице Казахстана Астане в мае, рассказывают авторы. Будучи богатейшим человеком Британии с состоянием более чем 20 млрд фунтов стерлингов, Миттал является крупнейшим работодателем в Республике Казахстан. На него работают 50 000 человек, и он близок президенту Назарбаеву.

Дело в том, что еще в 2001 году к Блэру возникли вопросы после того, как он поддержал покупку индийским миллиардером румынской государственной сталелитейной компании. Письма о сделке были написаны всего через две недели после того, как Миттал сделал партии Блэра пожертвование в 125 тысяч фунтов. Обе стороны отрицали связь между поддержкой г-на Блэра и пожертвованием, однако в письме Блэра содержался намек румынскому правительству, что приватизация компании и ее продажа г-ну Митталу может помочь сгладить путь для вступления страны в Европейский союз.

Теперь же, продолжает газета, на заседании Совета иностранных инвесторов Казахстана пять месяцев назад г-н Блэр заявил: «История независимости Казахстан богата удивительными достижениями. Ваша страна привлекательна как с точки зрения ее географического положения, так и экономического потенциала. Обычные люди оценивают прогресс страны в зависимости от своего уровня жизни. В настоящее время достижения Казахстан прекрасны, однако, г-н Президент, Вы намечаете новые высоты в своем послании. Это наиболее правильный путь развития».

Теперь ясно, с чем связан этот хвалебный поток, предполагают авторы статьи: «На прошлой неделе сообщалось, что Блэр получит 8 млн фунтов за улучшение имиджа Казахстана».

В Совет иностранных инвесторов входят такие фигуры, как Олег Дерипаска, русский олигарх и близкий друг лорда Мендельсона, обосновавшийся в Лондоне израильтянин Александр Машкевич, бывший советник Блэра лорд Леви и лорд Ренвик Клифтон из JP Morgan, который платит Блэру 2 млн фунтов в год за услуги консультанта. И еще Питер Возер, исполнительный директор компании Shell, которая подписала 375-миллионный контракт на разведку нефти с полковником Каддафи. Сделка была утверждена Блэром.

Естественно, все претензии были отклонены источниками, близкими к Тони Блэру, замечают авторы. Как заявил пресс-секретарь экс-премьера, «Тони Блэр помог собрать группу международных советников и консультантов, чтобы создать консультативную группу для казахов, работающих на месте. Работа, которую они отлично делают, разумная и способствует реформам. Казахи также взаимодействуют с рядом других бывших европейских лидеров. Блэр лично не получал прибыли, прямо или косвенно…»

Пресс-секретарь Миттала от комментариев отказался. Как замечает тут же издание, казахстанские работники Миттала обвиняли его в рабских условиях труда, а серия аварий при добыче угля в период между 2004-м и 2007 годом привела к 91 смерти. При этом г-н Миттал владеет многочисленными «экстравагантными» объектами недвижимости в Лондоне, включая три особняка стоимостью 500 млн фунтов на «аллее миллиардеров».

...Что ж, большая политика – это всегда большие деньги. Хоть в центре Европы, хоть в центре Азии. Но когда европейский политик слишком откровенно ставит прибыль выше репутации, ему может грозить если не судебное преследование, то хотя бы депутатский запрос. Не говоря уже о потере этой самой репутации.