И все же она проснулась! Уже долго можно было услышать только о той первой России, жуткой. России абсолютистских правителей, которые там вроде бы тем популярнее, чем они жестче. России, которая так успешно «защищалась», что из княжества, сравнимого с Моравией, растянулась до Центральной Европы с одной стороны, а с другой – до самого океана. России, способной шантажировать своих соседей с помощью ракет так же хорошо, как и с помощью газа. России убиваемых журналистов, послушных судей и одноголосых СМИ. России, где государство – все, а отдельный человек – ничто. Идеологический флаги меняются, но принцип остается.
Еще по теме: Активное меньшинство россиян готово изменить историю
Эта другая Россия снова вышла на площади. Это менее заметная, лучшая Россия. И ее корни тянутся глубоко к старым временам: к заволжским монахам, которые в XVI веке сопротивлялись слишком сильному объединению церкви и государства. А дальше к староверам XVII века, к просвещенным публицистам VIII века, к декабристам и народникам XIX века, к рабочим, устраивавшим забастовки под руководством социал-демократов, к диссидентам брежневской эпохи и да, конечно, к тем «семерым смелым», которые в августе 1968 года встали на Красной площади с транспарантом против оккупации Чехословакии. И здесь идеологические флаги меняются, но принцип остается: мечта, чтобы у власти были какие-то границы. Мечта, чтобы отдельный человек был чем-то.
Опустевший Пражский Град
Эта другая Россия вновь и вновь получала по морде, и все равно снова и снова побуждалась и вставала. Такая уж традиция. И есть хорошая чешская традиция: если лозунг о чешско-русской дружбе действительно что-то означает, то он означает именно сближение с этой другой Россией, и если это хоть насколько-то возможно – поддержка и помощь.
Это традиция Гавличека, Масарика и Гавела. Только эту традицию тот вице-губернатор, что на прошлой неделе в Пражском Граде покорно бил челом перед московским генерал-губернатором, и даже заботливо по этому случаю очистил от людей Пражский Град, чтобы даже случайно какая-нибудь демонстрация раскольников и самозванцев там не появилась и губернаторский парад не испортила – за старые дела.