Чем дальше в лес, тем больше дров. Прошу прощения за резкость, но у меня складывается впечатление, что люди, ответственные за неукоснительное исполнение законов в Казахстане во время избирательной кампании, – придурки!
Других эпитетов я подобрать не могу. Казалось бы, что может быть проще, чем соблюдение законов и Конституции? Благо придумывать ничего не надо, все уже написано и завизировано, заглянул в брошюру или монитор компьютера и выполняй написанное с чистой совестью. Потому как ты государственный служащий, а значит, законопослушный гражданин. К тому же уполномоченный президентом организовывать и проводить избирательные кампании в Казахстане.
А мы что видим? Игру в ромашку. Предлагаю по существу разобрать действия высших должностных лиц республики в свете проведения 15—16 января внеочередных (досрочных) выборов в Мажилис парламента Республики Казахстан.
Читайте еще: Кто и что стоит за беспорядками в Казахстане
Президент
Президент Нурсултан Назарбаев после событий 16 декабря в городе Жанаозен вводит чрезвычайное положение и комендантский час. Имел ли он такое право? Несомненно.
Закон РК »О чрезвычайном положении», ст. 5, п. 1: «Чрезвычайное положение на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях вводится Президентом Республики Казахстан соответствующим указом...» Мог он его продлить до 31 января? Без проблем. Ст. 7, п. 3: «При неустранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президент Республики Казахстан вправе продлить его действие...»
В то же время, когда президент Нурсултан Назарбаев продлевал действие режима ЧП в Жанаозене, он должен был прекрасно понимать, что в этом случае проводить выборы на этой территории нельзя. Ст. 15, п. 9 Закона «О чрезвычайном положении» прямо говорит, что «запрещается проведение выборов и республиканских референдумов в течение всего периода действия чрезвычайного положения в местности, где оно введено».
Комментарии излишни.
Конституционный совет
Все как-то ополчились на Конституционный совет РК и его председателя Игоря Рогова. Дескать, это он хотел лишить жителей города избирательных прав. Ничего подобного.
В своем разъяснении Основного закона г-н Рогов абсолютно верно указал, что могут быть введены ограничения «прав и свобод человека и гражданина» в целях его защиты.
Никто с этим не спорит. Как и с тем, что «Закон о чрезвычайном положении... предусматривает запрещение проведения выборов и республиканских референдумов в течение всего периода действия чрезвычайного положения в местности, где оно введено».
Подчеркиваю, г-н Рогов не запрещал выборы, он пояснил, что нельзя проводить голосование под дулами автоматов, да еще к тому же когда действует комендантский час.
В конце своего постановления КС РК еще раз разжевывает, что должно быть обеспечено свободное волеизъявление граждан на выборах, что выборы немыслимы без «права на свободу передвижения; объединения; проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования; на получение и распространение информации и других».
Читайте еще: Провалы и свершения просвещенного авторитаризма в Казахстане
Другими словами, выборы — это конкурентная борьба идей, мнений, людей в условиях открытого и свободного общества. Но раз конституционные права и свободы ограничены, то »выборы в местностях, в которых действует режим чрезвычайного положения, проводиться не могут».
Ошибка КС РК в том, что он не рекомендовал Центризбиркому перенести выборы на более позднее время, когда все вышеперечисленные права и свободы можно без проблем реализовать в Жанаозене.
Центральная избирательная комиссия
Для чего ЦИК обращалась за разъяснениями в КС РК — для меня загадка. Они что, сами безграмотные или не в состоянии прочитать законы и Конституцию? Ладно, допустим, что г-н Турганкулов решил подстраховаться и получить еще один аргумент для обращения к президенту с просьбой приостановить режим ЧС или перенести выборы. Однако история умалчивает, были ли консультации председателя ЦИК и главы государства. И если были, то чем они закончились?
Вместо этого мы узнаем, что ЦИК РК по своему усмотрению отменила выборы в Мажилис парламента на территории Жанаозена. Причем г-н Турганкулов допустил грубейшую ошибку, когда заявил, что голоса жителей города не влияют на общий результат. Это говорит человек, для которого каждый голос избирателя должен быть на вес золота! Его абсолютно не смутил и тот факт, что без голосования в отдельно взятом городе или ауле выборы становятся нелегитимными, так как попирается конституционный принцип всеобщего голосования.
Читайте еще: В отличие от России, Казахстан накануне выборов ввел жесткий запрет на проведение акции протеста
Поэтому, на мой взгляд, вето президента Назарбаева (как гаранта Конституции) должно было последовать на решение ЦИК РК об отмене выборов в Жанаозене. Ибо КС РК ничего не отменял, и права он такого не имеет. Но теперь это уже в прошлом.
Ныне ЦИК все переиграла, и, как объяснил журналистам зампред Центризбиркома Владимир Фоос, «Центризбирком отменит свое постановление о том, что выборы в Жанаозене не проводятся, и 15 января выборы будут проведены в Жанаозене тоже». Кроме этого, «Выборы там не будут отличаться ничем, кроме того, что будут учитываться те ограничения, которые введены указом о чрезвычайном положении», - отметил г-н Фоос.
Это называется из огня да в полымя. Потому как, выпутавшись из ситуации с запретом проведения выборов, Центризбирком тут же опять попал впросак. Ибо Закон «О чрезвычайном положении» никто не отменял, а значит, запрет на проведение выборов, если режим ЧП не снят, действует! К слову, в семь утра все члены местных избирательных комиссий должны быть на своих рабочих местах, как, впрочем, и наблюдатели. (Обычно приезжают гораздо раньше.) Скажите, как это возможно, если комендантский час до семи утра? Как возможно подведение итогов, если в 23 часа все должны быть дома? Как можно полноценно работать избирательной комиссии на участке, если запрещено пользоваться копировально-множительной техникой?..
В общем, глупость несусветная — проводить выборы, когда действует комендантский час. Я не знаю ни одной страны мира, где разрешено проводить выборы и референдумы в условиях чрезвычайного или военного положения, когда это прямо запрещает национальное законодательство. Неужели Казахстан на сей раз отличится еще и этим?