Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия, Индонезия и товарооборот в 5 миллиардов долларов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Профессор экономики Симон Эвенетт сравнил состоявшуюся в прошлом месяце восьмую министерскую конференцию Всемирной торговой организации с русской матрешкой: «Чем глубже забираешься, тем мельче они становятся». На эту конференцию, которая является главным инструментом ВТО по принятию решений, возлагались большие надежды.

Профессор экономики из швейцарского Университета св. Галена Симон Эвенетт (Simon Evenett) сравнил состоявшуюся в прошлом месяце восьмую министерскую конференцию Всемирной торговой организации с русской матрешкой: «Чем глубже забираешься, тем мельче они становятся». На эту конференцию, которая является  главным инструментом ВТО по принятию решений, возлагались большие надежды. Считалось, что она воскресит переговоры в Дохе по реформированию международной системы торговли, которые давно уже зашли в тупик. Однако многие комментаторы в один голос заявляют, что министерская конференция никак не помогла сдвинуть переговоры с мертвой точки.

Вместе с тем, сторонники таких взглядов не признают значимости одного из исторических результатов работы этого форума: принятия в ВТО России после 18-летнего периода ожидания.

Членство России стало глотком свежего воздуха для женевского мероприятия и для таких стран-членов ВТО, как Индонезия. Россия является  одним из важнейших торговых партнеров Индонезии. Объем торговли между двумя странами за первые девять месяцев 2011 года достиг 1,8 миллиарда долларов, что на 50 процентов выше соответствующего показателя предыдущего года.

Читайте также: Польшу ожидает рекордный дефицит в товарообороте с Россией?


В торговле с Россией у Индонезии налицо дефицит торгового баланса, поскольку 20 процентов импорта из этой страны составляет нефть. Но мы давно уже экспортируем в Россию сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, в том числе, неочищенное пальмовое масло, каучук, кофе, чай, перец, текстиль, обувь и автомобильные покрышки. Это говорит о наличии серьезного потенциала в торговле между двумя странами, который еще предстоит раскрыть на благо Индонезии и России. В октябре Москва и Джакарта уверенно поставили перед собой цель: достичь к 2015 году показателя по товарообороту в 5 миллиардов долларов. Поскольку Россия вступила в ВТО, этот целевой ориентир уже не кажется сегодня излишне оптимистичным, так как торговые барьеры между двумя странами в рамках многосторонней торговой системы этой организации обязательно будут снижены.



Например, поскольку сегодня Россия в ВТО, таможенные пошлины на поставляемый из Индонезии кофе составят всего 2 процента, в то время как ранее они были равны 5 процентам. Аналогично, некоторая продукция сталелитейной промышленности будет поставляться из Индонезии в России с 10-процентной скидкой по таможенной пошлине по сравнению с  периодом до вступления. Но самое важное преимущество для Индонезии заключается в  том, что Россия сможет устанавливать гораздо меньше барьеров на пути торговли, не относящихся к тарифам и пошлинам. Например, торговле зачастую мешают разные и довольно сложные процедуры, существующие на каждом таможенном посту. Чтобы стать членом ВТО, Россия согласилась принять единые таможенные правила для всех своих таможен.

Вступление России в ВТО порождает вызовы и новые возможности для обеих стран, особенно на фоне мрачных перспектив глобальной экономики. Спрос и потребности в США и Европе вполне могут снизиться.

Членство России в ВТО создает для Индонезии проблемы, потому что в стране разрушаются барьеры, преграждавшие путь на местный рынок, и местные производители будут меньше защищены. Российская продукция не только будет облагаться более низкой таможенной пошлиной. Индонезии теперь придется обращаться с товарами из России точно так же, как с товарами местного производства или с продукцией из других стран. Однако российский экспорт в Индонезию состоит в основном из продукции сталелитейной промышленности, бумаги и удобрений, и в связи с  этим следует отметить, что у Индонезии есть и собственные неплохие предприятия, производящие эту же продукцию.

Читайте также: Российские моряки насмерть отравились индонезийским самогоном


Будучи страной с четвертым по численности населением в мире, Индонезия является  привлекательным рынком для мировых экспортеров. В связи с этим в страну будет поступать все больше российской продукции. Чтобы сохранить свою конкурентоспособность, местные производители должны будут улучшать качество своей продукции и снижать цены.

С другой стороны, вступление России в ВТО может создать прекрасные возможности для проникновения индонезийских экспортеров на один из крупнейших мировых рынков. Опять же, у них появится стимул для повышения конкурентоспособности своих товаров.

Индонезия и Россия должны отказаться от неправильных представлений, и предприятиям обеих стран не следует опасаться увеличения импорта. У ВТО есть целый набор различных торговых инструментов, помогающих странам находить выход в ситуации, когда импорт создает проблемы для государства-получателя.

Например, когда появляются свидетельства того, что торговля экспортной продукцией после ее попадания на рынок осуществляется нечестно и несправедливо, когда ее реализуют по демпинговым ценам, субсидируют и наносят таким образом материальный ущерб местным предприятиям, правительство может ввести антидемпинговые или компенсирующие пошлины в дополнение к обычным ввозным пошлинам на такую продукцию.

Еще по теме: Россия предлагает Индонезии помощь в области ядерной энергетики


Либо, когда торговля экспортной продукцией осуществляется честно и справедливо, но она попадает на внутренний рынок в больших количествах, нанося серьезный ущерб местным производителям, правительство может ввести количественные лимиты или ограничительные пошлины, чтобы дать местным производителям время на перестройку. Кроме того, правительство может применить нетарифные торговые меры в виде технических или санитарных норм, лицензирования или контроля перед поставкой, чтобы решить конкретные проблемы по импортной продукции. Один из примеров таких мер привел в начале декабря министр торговли Индонезии Гита Вирьяван (Gita Wirjawan), когда он заявил о необходимости введения технических стандартов для более широкого ассортимента производимой в стране продукции.

Недавно правительство предложило ограничить количество портов, принимающих сельскохозяйственную продукцию, с 14 до четырех, дабы лучше отслеживать поступающий импорт и защитить местных потребителей от вредной и низкокачественной продукции.

В свою очередь, такая политика ограничения портовой приемки может повлиять на импорт, поскольку это защитит местную промышленность  от более дешевых импортных товаров, которые по качеству хуже, чем индонезийская продукция.

Важнейшая задача для стран-членов ВТО, таких как Индонезия, заключается в том, что они должны замечать проблемы на самом раннем этапе и использовать корректирующие торговые инструменты для их решения. Если Индонезия и Россия справятся с этой задачей, они существенно выиграют от вступления России в ВТО.

Что бы ни думали критики прошедшей в Женеве министерской конференции, вступление России в ВТО это важное достижение. Открываются новые рынки для стран всего мира. И таким государствам как Индонезия надо использовать  эту возможность.

Джозеф Вира Коэснаиди юрист, занимающийся торговыми вопросами. Джунианто Джеймс Лозари работает в канцелярии специальной части МИД. Изложенные в статье взгляды принадлежат ее авторам.