Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сербия заслужила, чтобы в марте ей предоставили статус кандидата, заявил в эксклюзивном интервью «Новости» новоизбранный президент Европарламента, немец Мартин Шульц. Шульц относится к европейским стремлениям Сербии спокойнее, чем канцлер Ангела Меркель, тем не менее он подчеркивает, что условия, выдвинутые в процессе европейской интеграции, должны быть удовлетворены.

Сербия заслужила, чтобы в марте ей предоставили статус кандидата, заявил в эксклюзивном интервью «Новости» новоизбранный президент Европарламента, немец Мартин Шульц. Шульц относится к европейским стремлениям Сербии спокойнее, чем канцлер Ангела Меркель, тем не менее он подчеркивает, что условия, выдвинутые в процессе европейской интеграции, должны быть удовлетворены.

Шульц, который за время пребывания депутатом запомнился благодаря своему острому языку, подчеркивает, что на новой должности он будет продолжать борьбу с «политикой силы» внутри ЕС. Он неоднократно критиковал Николя Саркози и Ангелу Меркель за то, что они принимали решения «в обход» парламента и других демократических институтов Евросоюза.



«Новости»: Получит ли, по вашему мнению, Сербия статус кандидата в марте ?

Мартин Шульц: Я очень надеюсь на это. Большинство в Европарламенте убеждено, что Сербии нужно предоставить официальный статус кандидата на саммите ЕС в марте. Как известно, Европейская комиссия как орган исполнительной власти в ЕС предложила дать Сербии статус. Но окончательное решение должны единогласно вынести все лидеры ЕС. Слишком рано говорить о том, будет ли такое единодушие достигнуто в марте. Со своей стороны, я почти уверен, что большинство в ЕП дадут свое согласие и поддержат статус кандидата для Сербии.

Читайте также: Четыре задачи для Сербии

- Как вы думаете, сделала ли Сербия достаточно для того, чтобы больше не пришлось терпеть ультиматумов?


-С президентом Тадичем Сербия сделала несколько впечатляющих достижений на пути к ЕС. Вы поймали обвиняемых судом ООН в военных преступлениях Караджича, Младича и Хаджича. Вы приняли резолюции о Сребренице. Это были нелегкие решения. Но лучше оставить позади призраки прошлого и сосредоточиться на будущем, чем снова и снова открывать старые раны. Сербия также добились значительного прогресса в реформировании судебной системы, переходе к рыночной экономике, борьбе с коррупцией и укреплении верховенства закона. Все эти реформы должны быть продолжены независимо от планов относительно вступления в ЕС.

- Что теперь нужно сделать Сербии за это короткое время, до марта, чтобы получить статус?


- Сербия может увеличить вероятность стать кандидатом ЕС в марте, продолжив прогресс в нормализации отношений с Приштиной. Диалог с Косово является важным фактором вступительного пути Сербии. Обе стороны должны договорится по весьма конкретным вопросам, таким как признание дипломов, энергетика, торговля и телекоммуникации. Белград и Приштина должны также в полной мере применять уже достигнутые в переговорах, посредником которых был ЕС, договоренности. Я хотел бы призвать обе стороны избегать дальнейших инцидентов на границах и убрать существующие баррикады. Мы должны строить мосты, а не стены.


Еще по теме: Евросоюз непедагогично поступил с Сербией

- Какой будет ваша политика относительно Сербии, Западных Балкан и расширения?


- Я искренне ценю усилия, которые Сербия и весь регион предпринимают на пути к членству в ЕС. Я уверен, что исторический процесс завершения разделения в Европе, который начался с объединением Германии и продолжился с расширением ЕС на страны Восточной Европы в 2004-м и 2007 годах, будет дополнен присоединением Западных Балкан. Однако, все кандидаты должны соответствовать строгим критериям членства в ЕС. По-другому нельзя. Во-первых, необходимо удовлетворить политические, так называемые Копенгагенские критерии, касающиеся верховенства закона, демократических свобод, уважения прав меньшинств и т.д. Во-вторых, следует принять десятки тысяч страниц европейского законодательства. Это не простая задача.

- Не станет ли для нас препятствием усталость ЕС от расширения?

- Я не буду скрывать, что в некоторых странах ЕС есть «усталость от расширения». Кроме того, не секрет, что главным приоритетом ЕС сейчас будет преодоление долгового кризиса, что, возможно, является самой большой проблемой для Союза за его 50-летнюю историю. Поэтому ЕС в настоящее время нужен период консолидации, прежде чем можно будет продолжать расширяться. Но решение о принятии Хорватии в качестве нового члена доказывает, что ЕС по-прежнему привержен расширению, даже в трудные времена.



- Как вы думаете, когда в Европарламенте наконец появятся коллеги из Сербии?

- На данном этапе рано гадать о датах. Важно то, что членство Сербии ни у кого не вызывает сомнения, это всего лишь вопрос времени. Скорость вступления зависит от многих факторов, в первую очередь от того, насколько быстро Сербия продолжит внедрять политические и рыночные реформы, а также от ее конструктивной роли в регионе. Я хотел бы видеть Сербию членом ЕС как можно скорее, хотя это не произойдет в ближайшем будущем.

Читайте также: Брюссель заявил, что Сербия не получит статус кандидата в ЕС


- Допустима ли для Вас модель «двух Германий» как решение проблемы отношений между Сербией и Косово?

- Это неудачное сравнение. Исторические, политические и дипломатические обстоятельства были совершенно иные. Важно, что Сербия и Косово постепенно нормализуют отношения на прагматической основе. На данный момент есть много вопросов, которые могут быть решены независимо от глобальных проблем. Когда в один прекрасный день все Западные Балканы станут членами ЕС, неужели нынешние ссоры будут иметь большое значение?

- Вы против авторитаризма в принятии решений в ЕС. Что вы собираетесь предпринять, чтобы ЕП стал решающим в принятии решений?


- Это, пожалуй, одна из моих самых важных задач, остановить растущую национальную составляющую в формировании политики ЕС. Лиссабонский договор дает Европарламенту дополнительные полномочия. Но некоторые государства-члены пытаются обойти ЕП под предлогом, что в условиях кризиса они должны реагировать быстро. Я вижу свою роль в защите интересов простых людей. Именно они выбирают ЕП и парламент должен служить им. EП позаботится, чтобы решения, влияющие на жизнь сотен миллионов людей принимались прозрачно, а не в кулуарах Брюсселя, Берлина или Парижа.