Длящийся десятилетиями институт личной власти Нурсултана Назарбаева становится сегодня самым разрушительным фактором в дальнейшем существовании Казахстана как нации, как народа, как общества.
Собственно говоря, нация, народ и общество не могут до сих пор состояться в полной мере именно из-за абсолюта власти президента. Этому властному острию подчинены все функции государственного устройства.
В двадцатом веке основными выразителями всеохватывающего диктата были два субъекта массовых потрясений — Сталин и Гитлер. В этом смысле как будто бы у Назарбаева есть много шансов попасть в историческую паралель. Однако это довольно поверхностное сравнение. У елбасы есть главное отличие от двух дьяволов всепожирающей власти. Гитлер и Сталин были увлечены идеологией мирового господства, а для этого им нужно было создать сильное индустриальное и военное государство. Возможные человеческие жертвы практически не брались во внимание, как в Кремле, так и в Берлине. Главное — это мощь и сила.
Нурсултан Назарбаев намного скромнее. Вместе с тем он менее опытный и тем более менее способный для создания кардинального экономического подъема государства. Его идеология ограничилась очень личными рамками. Он построил всю страну, всю государственную машинерию под себя. Причем жертвы, казалось бы, относительно минимальны. Вернее, число их пока что не подсчитано.
Читайте также: Четыре угрозы режиму президента Назарбаева
Уже более двадцати лет государство как институт работает на самого президента и на его семью. Конечно же, вся челядь из непосредственной близости к семье тоже урывает для себя часть государственных пирожков. К основному же пирогу даже приближенных не подпускают.
Никто ничего не слышал о несметных личных денежных накоплениях Сталина и Гитлера в каких-то иностранных банках. А могли бы! Зато уже даже, вероятно, ученики младших классов всех школ страны знают о миллиардных залежах «лидера нации».
Британская газета The Sunday Times и чешская Lidové noviny проинформировали мир о том, что Владимир Путин контролирует активы более чем в сто тридцать миллиардов долларов. Его назвали самым богатым человеком планеты. И это всего за каких-то 10—12 лет при власти.
Назарбаев безраздельно владеет своей страной почти в два раза дольше. Вряд ли процесс накопления властной семьи в Казахстане когда-либо останавливался. Собственно говоря, этому процессу подчинена президентская власть. Вся государственная структура укладывается в несложную, но монолитную формулу непрерывного приобретения и защиты нажитого президентом и его семьей.
Также по теме: Назарбаев теряет доверие к окружению
Какая же роль отведена казахстанскому обществу, всему народу Казахстана? В пропорции «Государство — это gрезидент Назарбаев» для всей нации вакантным осталось только место массового статиста. При этом желательно с минимальной видимостью для власти. За подобную безликую лояльность власть готова платить мизерную мзду, для того чтобы основная масса населения оставалась на плаву без очевидных признаков окончательного обнищания.
Надо иметь в виду, что нация как таковая для подобного режима всегда была и до сих пор является серьезной обузой. По существу, лидеру нации можна обойтись всего несколькими тысячами рабочих на газовых и нефтяных месторождениях. Плюс пару тысяч на рудниках. Список необходимых служителей власти может быть продолжен несколькими сотнями банковских служащих, двумя-тремя придворными поетами, столько же нужно писателей, один театр с соответствующим драматургом, одну газету и телеканал.
Естественно, сюда надо приплюсовать три-четыре тысячи полицейских для присмотра над газовиками и нефтяниками. Вот и все. Остальной народ, остальные миллионы людей этому режиму категорически не нужны.
Кстати, так власть и трактует своих так называемых сограждан. Поскольку они все-таки существуют, то приходится властям содержать несколько армий (соединения КНБ, внутренние войска, подразделения специального назначения, армия и пограничные войска и ,наверное, что-то еще, чего никто не знает). Солидный финансовый груз для самовыживания президентской вертикали.
Читайте также: Назарбаев боится народа
Может быть Нурсултан Назарбаев, как отец и дедушка, этого не хотел, но он своими руками создал систему, для которой вполне логичны расстрелы безоружных демонстрантов, происшедшие в Жанаозене в декабре прошлого года. Стреляли не в людей, а в статистов. Убитые в Жанаозене для этой власти никогда не существовали, пока не вышли на протест.
Астанинская вертикаль продолжает зачистку в стране возможных очагов сопротивления. Под особым прицелом находится партия «Алга». И можно не сомневаться, что, начав с руководства партии, Назарбаев дойдет и до рядовых ее членов, чтобы всех без исключения опять загнать либо в зону статистов либо в лагерную зону.
Режима единоличной власти пока что никто не отменял. Поэтому потенциально в принципе все казахстанцы волей-неволей находятся по другую сторону вертикали. К этому состоянию возможных жертв можно отнести всех без исключения, кто не принадлежит к правящей семье. Ведь даже такие сегодня именитые люди как известный банкир или крупный государственный менеджер уже завтра могут быть опрокинуты, судимы, а в худшем случае погребены.
Нет в этой стране застрахованых. Народу так и не дали шансов себя проявить. Его место занял правитель. Этот захват власти оказался несовместимым с жизнью всей нации. Исход пока что летальный.