Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия и ЕС должны действовать сообща

Западу следует пересмотреть свое недоверчивое отношение к России. Только так Россия и ЕС смогут сохранить свое влияние в мире, указывает немецкий политолог Александр Рар в комментарии для DW

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПресс-конференция премьер-министра РФ Владимира Путина и Жозе Мануэла Баррозу
Пресс-конференция премьер-министра РФ Владимира Путина и Жозе Мануэла Баррозу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие западные наблюдатели ожидают похолодания в отношениях с Москвой. При этом никто не может толком сказать, каковы основные пункты противостояния между Россией и Западом. Россия не угрожает Западу. Напротив, она поставляет в страны ЕС необходимые им энергоносители, открывает двери инвесторам, разрешает своим гражданам разъезжать по миру, расплатилась с западными кредиторами по своим прежним колоссальным долгам.

Первым западным лидером, поздравившим в марте Владимира Путина с избранием на пост президента, была немецкий канцлер Ангела Меркель (AngelaMerkel). Тем самым она подтвердила приверженность реальной политике в отношениях с Россией. Несмотря на многочисленные негативные отклики на возвращение Путина в Кремль, западные политики понимают, что альтернативы ему сегодня нет. Президент США Барак Обама на прощальной встрече с покидавшим свой пост президентом Дмитрием Медведевым также ясно дал понять, что намерен продолжать вместе с Путиным политику «перезагрузки» отношений с Россией после завершения американской президентской кампании.

 

Не друг и не враг

 

И тем не менее, многие западные наблюдатели ожидают похолодания в отношениях с Москвой. При этом никто не может толком сказать, каковы, собственно, основные пункты противостояния между Россией и Западом. Россия сегодня не угрожает Западу. Напротив, она поставляет в страны ЕС необходимые им энергоносители, открывает двери инвесторам, разрешает своим гражданам разъезжать по миру, расплатилась с западными кредиторами по своим прежним колоссальным долгам.

 

Россия сегодня не в состоянии продвигать свою военную инфраструктуру на Запад или соревноваться с американцами в разработке систем противоракетной обороны. Российская элита давно разместила свои сбережения в западных банках и отправила своих детей в западные школы-интернаты. Стиль жизни россиян все больше становится похожим на европейский.

 

Безуспешные попытки сотрудничества

 

И все равно Запад ведет себя с Россией как с потенциальным противником. А ведь именно Россия то и дело предлагала Западу конкретные проекты сотрудничества: энергетический альянс, совместную ПРО, общую борьбу с международным терроризмом в Афганистане, зону беспошлинной торговли ЕС-Россия, отмену визового режима. Россия готова предоставить НАТО свои аэропорты для вывода западных войск из Афганистана и таким же образом обеспечивала через свою территорию их снабжение на протяжении последних 10 лет.

 

НАТО не следует относиться к такому жесту Москвы как к чему-то само собой разумеющемуся. Медведев уже 4 года ждет положительного ответа на свои предложения о создании единой архитектуры безопасности от Атлантики до Тихого океана. Запад игнорирует многие российские предложения потому, что не видит в России равноправного партнера и потенциального союзника. В результате российские элиты чувствуют себя отвергнутыми Европой.

 

Россия на обочине

 

Сегодня у России и Запада нет общих институтов, которые могли бы стать конкретной рабочей площадкой для совместных действий. В Совете НАТО-Россия наблюдается явный перекос. Вместо того чтобы сообща проводить консультации, члены НАТО сперва встречаются без представителей Москвы, вырабатывают общую позицию, а затем преподносят ее России. Такой порядок приводит к тому, что Россия чувствует себя оттесненной на обочину.

 

Проект совместной ПРО также не продвигается, поскольку американские и российские военные не доверяют друг другу, а Россия рассматривает американские противоракетные усилия в странах Центральной и Восточной Европы, а также в Турции, как скрытый инструмент сдерживания России. США, в свою очередь, не готовы дать Москве гарантий, что их противоракетная оборона никогда не будет направлена против российских ракет. Европейцы держатся в стороне от этого американо-российского спора, хотя могли бы в данном случае выступить в роли посредника. Включение России в общую оборонительную концепцию Запада на фоне грядущего конфликта Север-Юг могло бы навсегда исключить возможность создания антизападного альянса Москвы с государствами-изгоями типа Ирана.

 

Включение России в западные структуры

 

Проблема России в том, что у нее нет потенциала так называемой «мягкой силы» - softpower. Российская политическая система не привлекательна с точки зрения Запада, она чрезвычайно коррумпирована и не обеспечивает в должной мере правовую безопасность. Российская экономика растет до тех пор, пока высока цена на нефть. Инфраструктура страны в плачевном состоянии, промышленное производство не развивается. Одновременно Кремль угрожает перекроить миропорядок по своему усмотрению, превратить страны БРИК в противовес Западу, поддерживать или вооружать тоталитарные государства в арабском мире и шантажировать соседей перспективой перекрытия поставок энергоносителей.

 

Такая авантюрная политика вызывает раздражение Запада. Выход из тупика найти нелегко. Но единственная возможность – это стратегическое включение России в западные структуры. Западу следует серьезно относиться к российским национальным интересам, а России – признавать ответственность США и ЕС за поддержание режима нераспространения ядерного оружия и решение региональных конфликтов. В отличие от времен «холодной войны», сегодня споры между Россией и Западом на 80% объясняются психологическими, а не геополитическими факторами.

 

В долгосрочной перспективе Россия и ЕС поймут, что сохранить свое глобальное влияние в условиях растущей конкуренции со стороны азиатских держав и угрозы исламского экстремизма, выдержать экономическое соревнование с Китаем они могут только, действуя сообща.