Шествие «Кочевого музея современного искусства» по бульварам Москвы стало второй «контрольной прогулкой» творческой интеллигенции. О том, как она прошла, кто в ней участвовал и почему - в репортаже DW.
19 мая группа российских художников вслед за литераторами устроила прогулку по московским бульварам. 25 человек вышли на улицу и в рамках общегородской акции «Ночь в музее» с шести до девяти часов вечера представляли на всеобщее обозрение свои работы, объединенные в экспозицию «Кочевого музея современного искусства», которые смогли оценить около 2 тысяч человек.
Кроме художественной ценности, многие искали в этой акции политический подтекст, однако сами ее участники в большинстве своем говорили, что считают прогулку больше культурной акцией творческой интеллигенции, нежели формой выражения протеста.
Современное искусство выходит на уличный простор
«Я убежден, что это художественная акция. Во-первых, потому что в ней участвуют художники, а во-вторых - никаких специальных требований и лозунгов здесь нет», - заявил DW Георгий Пузенков, свободный художник, живущий на две страны - Россию и Германию. Пузенков оказался участником акции почти случайно, лишь позавчера прилетев из Кельна в Москву. Свое решение выйти вместе с другими художниками на прогулку по бульварам российской столицы он объясняет так: «Если будет достигнута та свобода творческого выражения, как на этой акции, на которой художники идут со своими произведениями по улице, то будут достигнуты все остальные требования».
«Я человек не публичный, обычно сижу себе в своей норе, ковыряюсь. И для меня "контрольная прогулка" стала возможностью выйти на улицу проветриться», - заявил в интервью DW еще один участник акции, свободный художник Сергей Якунин. В целом же, по его словам, акция стала неким симбиозом политики и искусства, причем политической ее сделало то, что проведение выставки «Кочевого музея современного искусства» совпало по времени не только с «Ночью музеев», как было задумано изначально, но и с акциями протеста. При этом себя Якунин называет человеком абсолютно аполитичным.
Свободный художник, куратор проекта «Спальные районы» Марина Звягинцева подтвердила, что акция «Кочевой музей современного искусства» планировалась уже давно. По словам художницы, еще три месяца назад ее организаторы думали, что организуют вернисаж под открытым небом, который не будет иметь никакой другой ценности, кроме художественной. Вышло все не совсем так, как было задумано, но от этого, говорит она, художники только выиграли. «Я считаю, что это настоящий Public Art в российском исполнении, то есть культурная акция, которая в связи с последними событиями приобрела небывалый масштаб и новый контекст», - заявила Звягинцева в интервью DW.
По словам художницы, очевидно, что перемены происходят не только в стране, но и в современном искусстве. В России на улице до сих пор можно было увидеть лишь «памятники былых эпох», а на акции «Прогулка художников» в прямом смысле слово на улицу вышло современное искусство, отметила Звягинцева.
Вернисаж с политическим подтекстом
«То, что сейчас происходит - это акция и художественная, и политическая одновременно, - выражает свое мнение скрипач Виталий Волков, присоединившийся к шествию художников. - Я бы даже сказал, что в данном проявлении это одно и то же. Художники тоже хотят свободы и правды, хотят рисовать то, что они хотят, а не то, что им разрешают».
Для художника Сергея Пискуновского эта прогулка также представляла собой наполовину вернисаж под открытым небом, а наполовину – политическую акцию. «Мне кажется, что люди искусства концептуально выражают какие-то настроения, зародившиеся в обществе. Это выражение тех эмоций, которыми страна болеет сейчас, а само искусство и есть тот нерв, который проводит импульс, - заявил Сергей Пискуновский в интервью DW. - Происходящее на этой акции, как мне кажется, это продолжение дела, начатого писателями, которое подхватили художники».
Лозунг оппозиции «За честные выборы» Пискуновский полностью разделяет, хоть белую ленту и не носит. Более того, художник немного модифицировал этот лозунг, заявив, что выступает «за честное будущее». Жена Сергея Пискуновского Галина, также занимающаяся творчеством, отметила, что некоторые подвижки к истинной свободе в обществе уже есть. «Я не могу себе представить, чтобы раньше в разговоре с представителем правоохранительных органов я заявила, что мне не нравится нынешняя власть и меня не забрали бы в кутузку. А это случилось со мной недавно», - поделилась личными наблюдениями Галина Пискуновская.
В России до полной свободы, впрочем, еще далеко, отметила художница, особенно в сравнении с Германией. Как рассказала Галина Пискуновская, в свое время ей удалось сделать художественное фото дочери в окружении сотрудников немецкой полиции, которые ничего не имели против участия в подобной фотосессии. Во время «Прогулки художников» в Москве она хотела повторить эксперимент, но ничего не вышло. Полицейский, по словам Пискуновской, отказался не то что фотографироваться, но и разговаривать с ней. Художники тем не менее отмечают, что полиция была настроена по отношению к ним весьма лояльно.
Полиция художников не тронула
Действительно, никаких инцидентов во время проведения акции «Прогулка художников» зафиксировано не было. Хотя формальный повод применить силу у полиции был, например, когда процессия перекрыла движение по улице Большая Дмитровка, пытаясь пройти на территорию расположенного там Музея современного искусства, открытого по случаю проведения акции «Ночь в музее».
То ли сработала поддержка со стороны автомобилистов, приветственно гудевших художникам с белыми лентами, то ли приказ «не трогать», который, как думают сами художники, был отдан полицейским руководством, но силу к нарушителям общественного порядка никто так и не применил.