О том, как Акорда выстраивает «фасадную демократию» и чем участие в этом сценарии угрожает репутации западных политиков, рассказал на Форуме свободы в Осло представитель редакции «Республики» Алексей Тихонов. Его доклад вызвал огромный интерес у участников мероприятия – казахстанским журналистам аплодировали и сочувствовали.
Мы уже рассказывали читателям, что в столице Норвегии прошел Форум свободы — Oslo Freedom Forum (см. материал «Диктатора за ушко да на солнышко»). На нем был представитель «Республики» Алексей Тихонов, который выступил с презентацией, представившей крупным планом роль западных советников в эволюции режима Нурсултана Назарбаева. Алексей Тихонов подробно рассказал о происходившем на Форуме свободы в интервью газете.
«Фасадная демократия» вышла из моды
- Алексей, Вы побывали на Форуме свободы в Осло, причем не как освещающий журналист, а как участник. Кто Вас пригласил?
- На меня вышли непосредственно организаторы форума, которые были заинтересованы в том, чтобы на форуме я выступил как журналист, который пишет о связях западного бизнеса и части политиков с коррумпированными режимами.
Речь идет не только о банальном подкупе, как в случае с »Казахгейтом», но и о более сложных и тонких политических договоренностях. Не секрет ведь, что Нурсултан Абишевич очень часто пытается разыграть геополитическую карту в поисках поддержки на Западе. В ход идут нефть, уран, поддержка операции в Афганистане, нераспространение ядерного оружия и т. д. Все это очень чувствительные вопросы.
В свою очередь этой «группе поддержки» необходимо, чтобы режим хотя бы формально следовал некоторым «демократическим» процедурам. Возникает проблема так называемой фасадной демократии. Подобной «демократической вуалью» пользуются многие страны в мире, но только в Казахстане властям удалось воздвигнуть столь масштабный фасад. Именно эта тема очень интересовала организаторов форума. И судя по реакции на мое выступление со стороны других участников и гостей, это было полезное выступление.
- Расскажите подробнее о форуме, его организаторах. Как давно он проводится?
- Форум в Осло часто именуют «правозащитным Давосом». Это действительно так. На него приезжают самые разные эксперты, для которых проблема защиты прав человека не просто политический лозунг, а фундамент справедливого устройства мира.
Организован он не так давно (первая конференция была в 2009 году), но развивается чрезвычайно быстро. Дело не только в количестве участников. Я, как журналист, например, обратил внимание на то, что на пресс-конференцию перед открытием собрались не менее пары сотен журналистов из ведущих мировых СМИ. В довольно большом зале яблоку негде было упасть, люди сидели буквально на полу.
Во многом популярность этого мероприятия определяется независимостью организаторов форума. Инициатор его проведения Тор Халворссен — журналист, который уверен, что права человека, особенно в условиях мирового экономического кризиса, нуждаются в новых формах защиты. Кстати, сам Халворссен — из Венесуэлы и ему, как никому, известны все технологии «фасадных демократий», которые используют геополитические факторы для поиска поддержки на Западе.
- Кто обычно выступает на этом форуме?
- Самые разные люди, но можно выделить несколько групп. Непосредственные жертвы насилия — это люди, которые прошли лагеря и тюрьмы, сами были в рабстве. Их свидетельства вообще спокойно слушать нельзя.
К примеру, одна из самых заметных фигур современного движения против женского рабства — Сомали Мам — сама прошла через ужасы этой системы. Ее продали в замужество в Камбодже в 14 лет, откуда она попала в публичный дом. Ей удалось выкупиться из рабства, и она посвятила свою жизнь борьбе с ним.
Я разговаривал с этой женщиной. Она далека от политики и старается вообще не обсуждать проблемы политического устройства страны. Но надо видеть эту несгибаемую уверенность в правоте. Я историк по образованию и думаю, что именно такие люди сделали возможным отмену рабства в США в XIX веке, а затем боролись за равные права человека в Штатах в 1960-е годы.
Вторую группу можно определить как экспертную. Но это не просто люди, рассуждающие о несправедливости мира, а ведущие активную войну с ней. Например, я общался с автором книги о торговле оружием Эндрю Файнстайном (The Shadow World: Inside the Global Arms Trade). Он был активным членом Африканского национального конгресса, но, столкнувшись с коррупцией внутри него, начал вести расследования, за что поплатился своей политической карьерой. Мы обсуждали с Эндрю проблемы Виктора Бута, точнее сказать, тот факт, что тема активного сотрудничества «торговца смертью» с США при поставках оборудования в Афганистан оказалась за границами официального расследования. Впрочем, как и активное участие в этом обороте казахстанских представителей.
Также заметной была группа людей, представлявших интересы политиков и бизнеса разных стран. Этим людям совершенно очевидно, что поддержка диктаторских режимов чрезвычайно рискованна, и они всеми силами пытаются найти выход из сложной ситуации, которая грозит их патронам политической катастрофой. Правила игры в мировой политике меняются — это уже всем ясно.
Нас Сингапуром не удивишь
- Какие темы были в приоритете на этом форуме?
- Самый жесткий вопрос современности — откровенное рабство, которое вполне себе процветает в некоторых регионах Юго-Восточной Азии. Оно также прикрыто «фасадом» контрактного права. Детей отдают «родственникам», а потом «закрепляют» это разного рода «договорами». Соответственно, потом эти дети отрабатывают свои «обязательства» на фабриках или на улицах того же Бангкока, а многие западные компании и просто граждане становятся пользователями этих рабов. Вот такие права человека.
Еще одним важным вопросом повестки стал анализ последствий «арабской весны». Не надо думать, что правозащитники закрывают глаза на то, что происходит в этих странах после революций прошлого года. Критики было более чем достаточно.
Я хочу еще раз подчеркнуть: не надо думать, что правозащитное движение — это какой-то инструмент политического влияния. Это платформа ценностей, на которой должен стоять мир. Точка.
- Обычно вопросы в рамках форума касаются исключительно стран третьего мира?
- Проблема прав человека носит универсальный характер. Но страны развитой демократии имеют огромное количество площадок и внутри своих государств. Там ведь никто не боится открыто высказывать свое мнение. Поэтому основной фокус внимания форума в Осло применительно к развитым демократиям был развернут в сторону следующего вопроса — как остановить поддержку авторитарных режимов со стороны части политического истеблишмента Запада и как сделать такие вещи неприемлемыми.
Обсуждение этого вопроса было жестким. Никто не пытается выгораживать «свои» страны, которые занимают откровенно двуличную политику. Очень интересным оказался эпизод с представителем из Сингапура, который должен был выступать сразу после меня с похожим по тематике докладом, но его не выпустили из страны, предъявив обвинения в финансовых нарушениях и начав процедуру банкротства. Знакомый сюжет, не правда ли?
В результате его выступление было сделано в виде видеообращения. В этот момент стало понятно, почему программа построения «просвещенного авторитаризма» того же Казахстана так сориентирована на Сингапур. Это государство действительно можно считать образцом «фасадной демократии»: по форме все правильно, но в реальности — издевательство.
- Были ли представители официального Казахстана на форуме?
- Никаких представителей Казахстана на форуме я не заметил. Но забавно, что именно во время его проведения было объявлено о намерении Казахстана открыть посольство в Норвегии. Так что, возможно, мы сможем их увидеть в следующий раз.
Сторонников Блэра доклад зацепил
- Ваш доклад, касающийся Казахстана, вызвал интерес? Я к тому, что для большинства европейцев мы все-таки далекая страна — где-то между Россией и Китаем...
- Еще как вызвал! В ходе обсуждений прямо звучало, что большая часть информации из Казахстана, которая распространяется на Западе, — это откровенная ложь или пропаганда. А люди хотят знать правду.
- На что Вы сделали акценты в своем выступлении?
- Я рассказал о предыстории взаимоотношений западных консультационных компаний с нынешней политической властью в стране. О том, как «гасили» «Казахгейт» на Западе, как разрабатывался план «СуперХан» — программа построения авторитарного общества в Казахстане. На бумаге эти планы выглядят красивыми инструкциями, но в реальности же оборачиваются кровавыми событиями в Жанаозене.
Эта идея оказалась очень понятной всей аудитории форума. После моей презентации ко мне подошли много людей. Всех их интересовали детали — имена, пароли, явки, так сказать.
Вообще в мире в отношении состояния дел с правами человека — критичный настрой. Просто в одних странах этот настрой находит свое отражение в политической и публичной плоскости, а в других — в посадках в тюрьму. Я советую более детально ознакомиться с общественно-политическими дискуссиями в странах развитых демократий как в прессе, так и блогосфере, там такая драка идет — только щепки летят. И ничего, живут и вполне динамично развиваются. Система получается удивительно гибкой и способной регенерироваться.
Такие системы, как в Казахстане, к сожалению, могут только ломаться. Другими словами, нам надо понять, что защита прав человека в конечном итоге гарантирует устойчивость любой политической системы, так как дает возможность учесть настроения всех людей, включив их в политическое поле, а не закрывая в тюрьмы или выгоняя из страны.
- Как отреагировали участники форума на то, что формировать «фасадную демократию» помогают зачастую известные политики? Например, экс-премьер Великобритании Тони Блэр?
- Участников форума поразил не столько сам факт участия западных консультантов в формировании имиджа Назарбаева — это происходит повсеместно. Заслуга «Республики» для международного сообщества (не побоюсь этого сказать) в том, что мы обнародовали детальные планы таких программ. Стало понятно, что речь идет не о некоторых «советах», а о детально проработанных «дорожных картах», изготовлением которых занимаются профессиональные западные фирмы, позиционирующие себя как «специалисты по безопасности».
На фоне общего интереса к »частному разведывательному комплексу» представленные мной факты были, конечно, восприняты с огромным интересом. По-моему, даже с большим, чем у нашей читательской аудитории (смеется).
Особенный фурор, конечно, вызвали фотографии Тони Блэра с Нурсултаном Назарбаевым, учитывая намерение бывшего британского премьера вернуться в большую политику. Ко мне потом даже подошли представители одной близкой, видимо, к нему организации и предложили организовать встречу с бывшим британским премьером.
...Кстати, Алексею Тихонову удалось задать вопрос вице-президенту Freedom Forum по вопросам стратегии Алексу Гладстейну о том, почему организаторов форума в этом году заинтересовал Казахстан, и вот что он ему ответил:
- Для нас Казахстан сегодня представляет колоссальный интерес. Это закрытое общество. В США или, к примеру, в Норвегии есть масса проблем. Но здесь есть гражданское общество, которое может влиять на их решение, предлагать свои варианты. И эти варианты будут объектом широкой дискуссии. У нас есть система сдержек и противовесов. Это здоровое состояние для политической системы. С этой точки зрения Казахстан представляется нам пустыней. И нам очень важно, чтобы люди узнали правду о стране. Потому что, и это надо признать честно, большая часть информации из Казахстана, которая распространяется на Западе, — это откровенная ложь или пропаганда.