Империя Назарбаева в ближайшем будущем может стать империей Мусина, утверждает автор письма, пришедшего к нам на электронный адрес. Нам его размышления показались интересными и заслуживающими дискуссии. Далее предлагаем полный текст письма.
В последнее время в отечественных СМИ ходят слухи о том, что Аслан Мусин покинет пост руководителя Администрации президента, и больше не будет назначаться на какую-либо ключевую государственную позицию. Враги Мусина — а таковых немало — уже потирают руки, ведь фактическая нейтрализация столь влиятельного политика будет означать брожение среди элит и вслед за ним, по идее, должны «полететь головы» его союзников. Однако если тщательно проанализировать ситуацию, то станет ясно, что все совсем не так просто, как кажется.
Паутина Мусина
Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо вспомнить основные этапы восхождения Мусина-политика к вершинам власти в Казахстане. В свое время он сделал ставку на среднего зятя президента — Тимура Кулибаева и его главного политменеджера и управленца Карима Масимова.
При практически неисчерпаемых финансовых ресурсах и серьезном политическом влиянии, Кулибаев имел и имеет множество слабых и больных мест. В первую очередь, у него нет сильной команды политуправленцев, а те, кто есть, в подавляющем большинстве непрофессионалы и рвачи. Может быть, именно поэтому он до сих пор не вышел на тот уровень политического влияния, на который мог бы. Если к этому прибавить и личные слабости Тимура (такие, например, как слабость к женщинам), то картина получится не самая приглядная. Просчитав и учтя эти недостатки среднего зятя, Аслан Мусин вошел к нему в доверие и развернул обширную деятельность, направленную на достижение личных целей.
В это же время вероломная группа «южан» подминает под себя все большие ресурсы, а ее лидер Сарыбай Калмурзаев заручается поддержкой старшего зятя президента Рахата Алиева. Аслан Мусин удачно воспользовался враждой Рахата Алиева и Имангали Тасмагамбетова. Умело надавливая на нужные рычаги, Мусин фактически ликвидирует связку Алиев — Калмурзаев, параллельно «блокируя» Нуртая Абыкаева, все внимания которого занимает ее нейтрализация. Кроме того, Абыкаев параллельно занимается «гашением» активности Мухтара Аблязова.
Затем набравший вес Мусин занялся устранением с политической арены своих конкурентов, в число которых попал и Тимур Кулибаев. Травля в СМИ среднего зятя президента, тема заговора «южан», перманентная критика Имангали Тасмагамбетова — звенья одной комбинационной цепи, которая в руках Аслана Мусина превратилась в кистень. Нейтрализация Тимура шла долго и планомерно — когда ребята Мусина поняли, что тема с Гогой Ашкенази не способна серьезно поколебать позиции Кулибаева, были организованы события в Жанаозене. Фактически в этом маленьком городе Мусин окончательно «задавил» Кулибаева, заодно устранив одного из его сильнейших политических менеджеров и верных людей — Крымбека Кушербаева.
Тем временем, уцелевшие «южане» были вынуждены искать поддержку и, взвесив все и оценив ситуацию, ушли под влияние Мусина. Эту участь разделили Кайрат Мами, Кайрат Кожамжаров, Умирзак Шукеев.
Таким образом, Аслан Мусин фактически установил тотальный контроль в стране. Этим же объясняется, например, тот факт, что Карим Масимов, несмотря на провалы в своей работе является самым долгоиграющим премьер-министром за всю историю Казахстана. По мере того, как усиливается политическое влияние Мусина, усиливается и политический вес Масимова.
Операция «Троянский конь»
Карим Масимов, ближайший союзник Аслана Мусина, при всей своей скромности и мнимой преданности президенту страны, имеет скрытые, но серьезные политические амбиции. Мнительный и крайне тщеславный, но при этом всегда собранный, Масимов является серьезным и хорошо подготовленным политменеджером, который знает, что делает. С помощью Ержана Бабакумарова нынешний премьер-министр сумел выстроить самый серьезный медиа-холдинг в стране, который создает ему и связанным с ним людям положительный имидж и обеспечивает надежные каналы коммуникации с общественностью.
Тем временем, Аслан Мусин, нейтрализовав связку Кулибаев — Кушербаев, начал подминать их под себя. Здесь сыграла одна из первых брошенных карт — Гога Ашкенази родила Тимуру второго сына, и средний зять попал в опалу своей жене Динаре. Все это вкупе привело к тому, что немилость президента к Кулибаеву только усилилась. Даже если допустить, что тесть потеплеет к нему, на общую ситуацию в стране это уже никак не повлияет — время неуклонно уходит, а мусинская операция «Троянский конь», направленная на окончательное установление тотальной власти в стране, уже запущена.
Здесь необходимо подметить, что для достижения своих целей Аслан Мусин стал использовать и внешнеполитические уловки, умело направляя Карима Масимова. Так был «продавлен» вопрос создания Таможенного Союза и далее — Единого экономического пространства. Таким образом, президент, да и вся страна стали заложником российского тандема Владимир Путин — Дмитрий Медведев, а Карим Масимов фактически стал рычагом в их взаимоотношениях с Нурсултаном Назарбаевым.
Вообще, создается впечатление, что Мусин умело манипулирует главой государства. К примеру, скорее всего, именно он убедил Назарбаева сделать заявление о том, что Казахстан не будет торопиться сразу входить в Евразийский Союз, чем вызвал недовольство Путина. Тут же Мусин спровоцировал волну недовольства выпадами Путина в адрес Казахстана, а в качестве пушечного мяса выступили управляемые им же национал-патриоты.
Руководитель Администрации полностью манипулирует общественным мнением — по слухам, именно он контролирует официальную и псевдооппозиционную прессу, управляет национал-патриотами Мухтара Шаханова и т.д.
Устранив или подмяв под себя своих конкурентов, Мусин комбинирует, гася набирающие силу группировки, используя любые средства для достижения своих целей. Им была использована даже номинально оппозиционная партия «Ак жол». С помощью тех же СМИ Мусин организовал новую войну — стравив между собой председателя партии Азата Перуашева и группировку Нурлан Нигматулин — Дарига Назарбаева. При этом в качестве мишени был выбран Ерлан Карин, и так часто мелькающий в СМИ. Также время от времени он подливает масла в огонь, сталкивая лбами Нигматулина и Тасмагамбетова. Играя на противоречиях, он, фактически не имеет противников. Даже шапыраштинцы уровня Ахметжана Есимова и Серика Умбетова ему не соперники. Более того, они являются пешками в игре Мусина, которые он поставит туда, куда ему нужно — руками президента страны...
Попавшие в сети
Аслан Мусин установил строжайший контроль за доступом к президенту вплоть до корреспонденции. Постепенно плетя свои сети и интриги, Мусин параллельно взращивал верную ему молодежь, сделав ставку на болашаковцев Бауыржана Байбека, Куандыка Бишимбаева, Габидуллу Абдрахимова, Ерлана Кошанова, и особенно выделяя молодых шапыраштинцев Бахыта Султанова и Самата Абиша. Эти ребята лишены принципов, им чужд патриотизм, они циничны, но целеустремленны и очень организованы.
Фактически мы имеем дело с целым кланом единомышленников, чьим «Крестным отцом» является Аслан Мусин. Понятно, что подбирались болашаковцы для того, чтобы в будущем они стали абсолютно управляемыми — у них нет ни связей с общественностью, ни СМИ, ни пока что серьезных ресурсов. То, что Аслан Мусин покинет пост Администрации президента, — еще ничего не значит. Его заместитель Бахыт Султанов, идеальная марионетка, уже готов сменить своего босса. Что касается Самата Абиша, то его вполне можно рассматривать, учитывая происхождение, как потенциального слабого и управляемого преемника.
Сейчас активно обсуждается вопрос о дальнейшей судьбе Карима Масимова. Наиболее вероятные позиции, на которые он претендует — это пост фактического главы «Нур Отана» или какая-то ключевая должность в союзе с Россией и Белоруссией. Как бы то ни было, именно через него Мусин будет влиять на ситуацию в стране, используя имперские амбиции Владимира Путина.
Если вдуматься, можно легко понять, что именно Аслан Мусин лично спровоцировал в СМИ волну слухов о предстоящей смене Кабинета министров и в Администрации президента, чтобы затем окончательно расставить фигуры в подконтрольной им глобальной игре. Параллельно отвлекая внимание от своей борьбы за влияние с Нуртаем Абыкаевым, Мусин провел на ключевые позиции в АП управляемого Бахыта Султанова и контролируемого Серика Ахметова в Кабинет министров.
Интересен тот факт, что Аслану Мусину всегда везет. Вернее, он, реализуя тот или иной свой проект, блестяще использует сопутствующие факторы для укрепления своих позиций и влияния. К примеру, та же самая ситуация с проявлением религиозного экстремизма, угроза которого стала серьезной при попустительстве племянника президента Кайрата Сатыбалды. Существует мнение, что именно люди Мусина спланировали и реализовали акции в Атырау и Актобе. При всем этом оказался умело «подставлен» Сатыбалды, у которого «рыльце в пушку» из-за заигрываний с »неправильными» неправительственными организациями и криминалом.
В итоге каждый раз персонажи, которые создают ситуацию противостояния друг с другом, оказываются жертвами сетей Аслана Мусина. Впрочем, как и многие другие политики, на минуту теряющие бдительность. В итоге они либо вынуждены исчезнуть с поля зрения, либо получить понижение в »классе», либо — в большинстве случаев — попасть в зависимость от Мусина и работать на него. Судьбу первых двух категорий людей разделили Тимур Кулибаев, Рахат Алиев, Имангали Тасмагамбетов, Булат Утемуратов, Владимир Ким. А под управление Мусина попали Кайрат Мами, Кайрат Кожамжаров, Рашид Тусупбеков, Адильбек Джаксыбеков, Серик Умбетов, Азат Перуашев и многие другие.
Хозяин страны
Складывается парадоксальная ситуация — страной, которую многие именуют авторитарной, на самом деле «рулит» Аслан Мусин, а не Назарбаев. Фактически в Казахстане сейчас именно он хозяин — вместе со своим более слабым и зависимым партнером Масимовым. Именно он, как Одиссей, придумал троянского коня, чтобы уничтожить ханство, которое 20 лет строил Назарбаев. А внутри этого коня — серые, зависимые, жадные до денег и власти, полностью управляемые и готовые на все «кадры» Мусина.
Если все будет также продолжаться, то и будущий преемник будет также из числа людей Мусина, потому что, как бы это прискорбно ни звучало, главная марионетка в его руках — это президент Назарбаев, а его семья с ее многочисленными громоздкими активами и сопутствующими скандалами фактически являются заложниками Мусина. При всем этом Аслан Мусин полностью владеет ситуацией в стране. Все СМИ ему подконтрольны, силовики слабы и также управляемы, оппозиции нет вообще. Есть лишь управляемые личности и движения, такие как тот же »Ак жол» или национал-патриоты.
Серьезные или потенциально мощные политики, такие как Имангали Тасмагамбетов, Нурлан Нигматулин, Дарига Назарбаева, Тимур Кулибаев, Умирзак Шукеев, Адильбек Джаксыбеков, Ахметжан Есимов, будут устраняться различными способами. Ведь у всех у них есть слабые и больные места и всех их можно в любой момент «столкнуть лбами» или даже убрать физически. Мусин — это человек, который способен и на это, хладнокровно и расчетливо. А президента страны может ждать судьба Туркменбаши Сапармурата Ниязова... Вообще, дальнейших негативных сценариев может быть много — начиная от второго Жанаозеня и заканчивая новыми терактами.
Надежды на независимость, экономическую состоятельность, чаяния казахской нации на самоопределение и достойное место Казахстана в современной истории были проданы и преданы в течение всех 20 лет независимости. Наступает новый, гораздо более худший период в судьбе страны. От своей главной цели — тотального владения государством — Аслана Мусина отделяет последний рубеж. Еще несколько лет назад Касым-Жомарт Токаев (как и Абыкаев), как фигура компромиссная, не принадлежащая ни к одной из элитных группировок мог рассматриваться как опора президента. Он мог стать временным, доверенным главой государства. Однако, в настоящее время (думается также не без помощи Мусина), он отправлен в почетную ссылку в Организацию объединенных наций. Теперь единственной равноудаленной от всех и близкой к президенту фигурой является Нуртай Абыкаев, война против которого является главной для Мусина. Но Абыкаев в тени и пока неуязвим. Пока.
Нет никаких сомнений в том, что Мусин будет иметь неограниченные ресурсы для реализации своих планов. Ведь люди, с которыми он издавна связан — «Евразийская группа» — вывели свои активы из страны и могут поставлять их в неограниченном количестве. Пока они «поймали тишину», но это, опять же — пока.
Троя погибла, когда под покровом ночи греки стали выпрыгивать из коня и резать спящих троянцев. Казахстан еще можно спасти. Для этого нужно вовремя распознать обман. Время осталось не так много. Троянский конь уже у ворот города.
P.S.: Буквально на прошлой неделе очередной прецедент заставил задуматься. Теракт на заставе «Аркан керген» произошел очень уж »своевременно» — как раз перед приездов в Казахстан Владимира Путина. Понятно, что криминалу и контрабандистам это не нужно, потому что тем самым они подписывают приговор себе и своему «черному» бизнесу. Никаких противоречий с соседями у нас также нет. Значит, это было нужно кому-то внутри страны...