Закон, ограничивающий свободу собраний в России, обыски у оппозиционеров - все это вызывает беспокойство и в Германии. Президент Путин подрывает стабильность в России, считает Андреас Шоккенхофф.
Андреас Шоккенхофф (Andreas Schockenhoff) - координатор германо-российского межобщественного сотрудничества в МИД ФРГ, заместитель председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге в интервью DW дал свою оценку последним событиям в России.
DW: На днях президент Путин подписал спорный закон, ограничивающий свободу собраний в России. В понедельник прошли обыски у многих лидеров оппозиции. Некоторых завтра вызывают на допрос явно с тем, чтобы они не могли участвовать в демонстрации 12 июня. Как вы это оцениваете?
Андреас Шоккенхофф: По-моему, эти обыски, эти репрессии против лидеров оппозиции - еще один ошибочный сигнал в адрес российских граждан. Руководство страны делает ставку не на диалог, а на конфронтацию с российским обществом. И поэтому спустя всего несколько дней после того, как Путин подписал закон, ограничивающий свободу собраний, мы видим еще одно доказательство поляризации внутриполитической ситуации в России.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков перед выборами обещал нового Путина. Вместо этого наблюдается откат к старым приемам. Пропасть между государством и обществом углубляется, а внутриполитическая стабильность в России не укрепляется, а, напротив, подрывается.
- В последнее время звучало немало предположений, что Путин после вступления на пост президента начнет закручивать гайки. Оправдались ли эти предсказания?
- Приходится опасаться, что новый закон о свободе собраний будет применяться жестко и неумолимо. Это - ошибочный сигнал. Московский центр стратегических исследований выяснил, что стремление к переменам в России после выборов не пошло на убыль. Напротив, требования реформ и перемен звучат все громче по всей стране. И действия властей опасны, они только усиливают недовольство среди населения.
- Президент Путин и его окружение оправдывает ужесточение правил тем, что, якобы, и в Западной Европе действуют такие законы. Допустимо ли это сравнение?
- Сравнение неправильное. В Западной Европе существует право на демонстрации. У неправительственных организаций есть возможность высказать свое мнение. Это старый рецепт - показывать пальцем на других, чтобы отвлечь внимание от того, что творится в России. Но как бы ни обстояли дела в Западной Европе, даже если бы сравнение было верным, речь-то идет о будущем России.
Попытки запугать и объявить маргиналами политическую оппозицию не ведут в будущее. Напротив, нужна политическая конкуренция, нужна общественная дискуссия о лучших идеях. Вместо того чтобы увлечь общество новыми целями, власти подрывают готовность людей активно работать на свою страну, реализовывать давно назревшую модернизацию.
- Насколько обеспокоено правительство Германии последними событиями в России?
- Это внутреннее дело России, но в интересах партнерства и дружбы мы обязаны выказать свою озабоченность. Мы заинтересованы в сильной, процветающей и современной России. То, что происходит сейчас, не способствует комплексной модернизации. Напротив, это запугивает творческие, новаторские группы общества. Но именно в этих людях нуждается Россия, чтобы достичь собственных политических целей.
- Как последние политические события в России могут повлиять на германо-российское экономическое сотрудничество?
- Эти события показывают, что российское руководство понимает под «модернизацией» только технологическое обновление, а не коренную модернизацию общества. Установить нормы правового государства, искоренить коррупцию можно только в активном обществе, устремленном в будущее. Поэтому запугивание населения в конечном итоге не отвечает и экономическим интересам России.