Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на то, что существуют различные объективные факторы, заставляющие Китай развиваться в разных направлениях, личный выбор политиков, ответственных за принятие решений, тоже очень важен. Какой путь развития выбрать? Неважно, нравится это народу или нет, хочет он этого или нет, но стране надо развиваться и расти. В конце концов, все равно придется вернуться на путь реформ и преобразований.

Какой путь развития выбрать? Неважно, нравится это народу или нет, хочет он этого или нет, но стране надо развиваться и расти. В конце концов, все равно придется вернуться на путь реформ и преобразований.


Несмотря на то, что существуют различные объективные факторы, заставляющие Китай развиваться в разных направлениях, личный выбор политиков, ответственных за принятие решений, тоже очень важен.

Реформы, прогресс и стабильность — вот три фактора, которые формируют идеальные условия для роста и развития государства. Реформы (и особенно - реформирование государственного строя) создают пространство для развития, а реформы и развитие, взятые вместе, закладывают прочную основу для социальной стабильности. Но что мы видим сегодня? На многих направлениях дела обстоят - хуже некуда. «Отказ от реформ» стал уже общим местом, а на пути развития страна встречается со все большими и большими трудностями. До того момента, когда в 2008 году разразился финансовый кризис, Китай долгое время находился в фазе быстрого роста. В целом, это был результат реформирования экономической системы, предпринятого еще в прошлом веке, и вступления в ВТО. По сути, Китай пожинал плоды прошлых трудов. Однако время сбора урожая прошло, и если Китай не предпримет новых шагов в направлении реформ, то он вряд ли сможет поддерживать взятый в начале века темп экономического роста. Еще серьезнее проблемы, с которыми сталкивается общество сейчас. Все социальные группы - и городское население, и крестьяне, и рабочие мигранты, разрывающиеся между городом и деревней, - проявляют признаки нестабильности. Если подвернется такая возможность, тут же грянет хор недовольных и протестующих голосов. В экономической, социальной или политической сфере — всюду царит неопределенность.

Читайте также: Китай и Россия против супервласти трех сестер Moody's, Fitch и S&P

Какой путь развития выбрать? Неважно, нравится это или нет, хочет этого народ или нет, но стране надо развиваться и расти. В конце концов, все равно придется вернуться на путь реформ и преобразований. Как я уже писал на прошлой неделе, и в самом Китае, и за рубежом появились самые различные прогнозы относительно того, по какому пути пойдет страна, если сохранится текущая ситуация. Конечно, в идеале Китаю следует приложить все силы, чтобы избежать развития событий по советскому сценарию и в то же время постараться, чтобы все не скатилось к радикальной перестройке и революции. Однако и авторитарная политическая модель себя уже по большей степени изжила. Чтобы предотвратить любой из нежелательных сценариев, Китаю следует вернуться на путь преобразований. «Китайский путь», о котором мы так часто слышим, - это и есть путь реформ и преобразований, а совсем не путь ухода от этих реформ. То, что мы сейчас привыкли видеть в качестве «китайского пути» - результат реформ прошлого. Сможет ли Китай снова встать на путь роста и развития? Это зависит от того, будет ли он продолжать реформы.

Если Китай все же решит вернуться на путь реформ, то какой у него есть выбор? Неважно, исходим ли мы при ответе на этот вопрос из китайского опыта или опыта других стран, у нас в любом случае есть, как минимум, три варианта.

Во-первых, Китай может пойти по стопам Европы. Почему именно этот путь? На протяжении длительного периода времени, с самого начала проведения политики реформ и открытости, китайская модель экономического развития всегда рассматривалась как вариант восточно-азиатской модели. В некотором смысле это так. Характерной чертой этой модели является чрезвычайно важная роль, которую в ходе экономического развития берет на себя правительство. Так было и в Японии, и, чуть позже, в странах, причисляемых к «четырем азиатским тиграм». В действительности, в ходе реформирования китайской экономики правительство Китая, по сравнению с другими восточноазиатскими странами, сыграло даже еще более серьезную роль. Однако если рассматривать Китай с точки зрения развития общества, то вплоть до текущего момента страна развивалась, в большей степени, подобно странам Европы, и в меньшей — подобно своим соседям. Что я имею в виду? На раннем этапе европейское общество развивалось в русле дикого, неконтролируемого капитализма: никаких преград для капитала и в то же время - никаких гарантий для социума. Именно об обществе, живущем при таком капитализме, и писали такие авторы той эпохи, как Маркс, Диккенс и Гюго, описывая безрадостный мир «отверженных».



Также по теме: Виновны в том, что недостаточно китайцы


Почему же реформы могут привести Китай к модели экономического развития Европы периода раннего капитализма? Нет, не потому, что это, как любят утверждать левые, логически проистекает из реформ, продиктованных рыночной экономикой, а потому, что таковы последствия прихода в Китай неолиберализма и возникновения его китайской разновидности. Пик развития неолиберальных идей, делавших упор на экономическую эффективность, пришелся в западных странах на 80-е годы. После Второй мировой войны, вслед за ростом числа стран всеобщего благосостояния, выросла и доля, которую занимал в их экономике государственный сектор. Бюрократизация многих отраслей экономики нанесла экономической эффективности этих стран значительный урон. Именно поэтому в эпоху Рейгана и Тэтчер некоторые западные государства вкладывали так много сил в приватизацию государственных предприятий. В некоторых областях, например, в сфере железнодорожного транспорта, переход оказался успешным, однако попытки перевести в частный сектор соцобеспечение, здравоохранение, систему образования и другие социально значимые структуры либо были приостановлены значительными трудностями, либо же полностью потерпели крах.

Политика реформ и открытости была объявлена в Китае как раз в те годы, когда неолиберализм на Западе был особенно силен, что отражалось и на мировой обстановке. Избежать в этих условиях некоторого влияния неолиберальных идей было невозможно. Что из себя представляла китайская экономическая реформа? В первую очередь, переход от плановой модели экономики к рыночной экономике. И неолиберализм сыграл в этом переходе активную роль. Однако, попав в Китай, неолиберализм очень быстро трансформировался, превратившись в то, что мы сейчас часто называем «экономикой ВВП» или экономикой, в которой основным показателем роста считается внутренний валовый продукт. В государственном секторе экономики неолиберализм столкнулся со значительным сопротивлением со стороны госпредприятий, но в общественном секторе он стремительно проник повсюду. Что мы имеем в итоге? Те отрасли, которые необходимо было перевести на рельсы рыночной экономики, коммерциализированы недостаточно; общественно же значимые отрасли, которым придавать рыночный характер было не нужно, коммерциализированы до предела.

Читайте также: Китайцем ты не станешь никогда

Победное шествие неолиберализма

В 1990-х годах первой жертвой неолиберализма стало здравоохранение. Неолиберализм принес в медицину деньги, и больницы, врачи и фармацевтические компании быстро разбогатели. В 1997 году в Азии прогремел финансовый кризис. Люди пытались бороться с его проявлениями, поддерживая уровень роста ВВП; как результат, произошла коммерциализация образования. Так уж повелось в Китае, что родители готовы пойти на все, лишь бы обеспечить детей всем необходимым. Несмотря на то, что китайские чиновники никогда официально не объявляли и никогда вслух не признавали курса на коммерциализацию системы образования, именно он стал эффективным средством борьбы с кризисом. Сейчас китайская система образования — наиболее коммерциализированная во всем мире. После того, как в 2008 году разразился новый кризис, неолиберализм нанес новый удар, теперь уже по другой социально значимой сфере экономики - сфере обеспечения жильем. Результат тот же — коммерциализация. Теперь сектор торговли недвижимостью — один из столпов китайской экономики.

Если смотреть на ситуацию объективно, правительство в то же время предприняло немало усилий, развивая сферу социального обеспечения, и даже достигло на этом поприще некоторых успехов. Однако все эти усилия и успехи отнюдь не уравновешивают серьезные последствия, вызванные «неолиберализацией» здравоохранения, образования и системы обеспечения жильем.

В Европе ответом на буйство капитализма стало развертывание рабочего движения. То, что социализм зародился именно в Европе, не вызывает никакого удивления. Рабочее движение стало основной опорой социализма. Социалистическое движение, в свою очередь, привнесло в жизнь Европы немало потрясений и насилия. Так или иначе были с ним связаны и Первая, и Вторая мировые войны, поскольку с помощью националистических настроений правящие элиты Европы пытались тогда свести на нет или ослабить именно социалистическое движение. Однако оно дало Европе и толчок к развитию: именно благодаря ему дикий, ничем не контролируемый ранний капитализм превратился постепенно в Европе в капитализм «с человеческим лицом», в то, что потом назовут «гуманным капитализмом».

Также по теме: Китайский секс-фестиваль

Тот «капитализм всеобщего благоденствия», который мы можем наблюдать в Европе сейчас, уже не следует, собственно, логике капитализма, он — детище социалистического движения, плод социальных и политических реформ. Конечно, надо понимать, что капитализму всеобщего благоденствия в его современном виде предшествовал долгий период развития, а уровень развития социальной составляющей был изначально очень низок. Социализм также привнес в Европу два других важнейших изменения. Первое: представители пролетариата (промышленные рабочие) стали превращаться в представителей среднего класса. Это произошло благодаря двум основным факторам. Первый — упрочение идей всеобщего благоденствия, второй — увеличение зарплаты рабочих. Второе важное изменение — переход от демократии избранных к демократии большинства. Массовость современной демократии — как раз прямое следствие влияния рабочего движения на политическую сферу.



Современный Китай во многом похож на Европу периода раннего капитализма. Социальный протест не затихает, ответом городских рабочих на низкую зарплату и неудовлетворительные условия труда становятся забастовки и иные формы протеста, включая самоубийства. Отличает Китай от Европы и то, что в нем в то же время существует и крестьянское протестное движение. Однако несмотря на то, что Китай в некотором смысле еще не достиг в своем развитии уровня Европы того времени, если сложится такая ситуация, что социальный протест не найдет выхода, а социальную политику продолжат проводить на том же низком уровне, Китай вполне может вступить на европейский путь развития.

Второй вариант — восточно-азиатский путь, который выбрали Япония и «четыре азиатских тигра». В чем его отличие от европейского пути? И там, и там в экономической модели делается упор на роль, которую играет рынок, однако в сфере построения общества и общественного развития подход - уже другой. И в экономической, и в социальной сфере в восточно-азиатской модели огромную роль играет государство; развивая экономику, вышеперечисленные страны в то же время активно работали над социальным развитием. Учтя опыт Европы, правительства этих стран действовали превентивно: проводя социальные реформы и совершенствуя общественный строй, они тем самым сводили на нет вероятность появления рабочего движения европейского типа.

Читайте также: Дело Бо Силая показало назревшие проблемы в политической системе Китая

В Восточной Азии довольно активное рабочее движение существует только в Северной Корее, однако по сравнению с европейскими движениями ХХ века оно - гораздо более умеренное. Поэтому при наличии твердой социальной политики и в Северной Корее можно осуществлять мирное развитие и трансформирование экономической системы. Также надо понимать, что странам восточно-азиатской модели за 20 лет удалось создать не только «экономическое чудо», но и своего рода «социальное чудо» - обширный средний класс. В Японии рост среднего класса был обеспечен технологическими инновациями и модернизацией предприятий, а также существованием системы пожизненного найма и государственного плана увеличения заработной платы. В Гонконге и на Тайване позиции среднего класса были упрочены масштабным развитием малого и среднего бизнеса, а также проводимой правительством социальной политикой. В Сингапуре роль правительства была еще более заметной: сразу после образования государства, оно начало проводить жилищную политику под лозунгом «жилье должно быть у каждого». В дальнейшем всем этим странам удалось, опираясь на экономический рост и постоянно совершенствуя политику в области здравоохранения, образования и так далее, создать для среднего класса прочную социальную и экономическую базу.

Необходимо избежать «ловушки среднего уровня дохода»


Третий вариант развития событий — застрять в «ловушке среднего уровня дохода», что часто грозит развивающимся странам. Если судить по уровню дохода на душу населения, Китай уже вошел в список государств со средним уровнем дохода, поэтому сейчас в стране широко обсуждается вероятность попадания в эту ловушку. Если смотреть с точки зрения экономики, то для того, чтобы избежать этого сценария, Китаю следует обеспечить в стране устойчивый экономический рост, а для этого необходимо создать общество с высоким внутренним спросом. Но создание внутреннего спроса — вопрос, который нельзя свести лишь к преобразованиям в сфере экономики. Существует еще два ключевых фактора, которые надо принять во внимание. Во-первых, необходимо обеспечить прорыв в сфере социальной политики. Во-вторых, надо обеспечить неуклонный рост трудового дохода. Неважно, говорим мы об экономике европейского или восточно-азиатского типа, именно эти два фактора и создают общество с высоким уровнем внутреннего спроса. Работа по этим двум направлениям неизбежно повлечет за собой формирование обширного среднего класса. На самом деле, общество с высоким уровнем внутреннего спроса и общество с развитым средним классом — в определенной степени взаимозаменяемые понятия.


Также по теме: Какое будущие сулит Китаю национализм


Если же Китай не сможет организовать прорыв в социальной сфере и не справится с обеспечением устойчивого экономического развития, то страна не только угодит в «ловушку среднего уровня дохода», но и, что вполне вероятно, столкнется с угрозой радикальных политических преобразований, в том числе резкой демократизации. Точно так же, как и другие развивающиеся страны, которым угрожает «ловушка среднего уровня дохода», Китай может увязнуть в том, что можно назвать «ловушкой неуправляемой демократии». Неважно, в Америке ли, в Африке или в Азии, «ловушка среднего дохода» - это конечный результат, одной из предпосылок которого является проблема низкого уровня развития социума. То, что страны, развивающиеся по восточно-азиатской модели, в довольно сжатые сроки смогли осуществить переход с уровня государств среднего дохода на уровень развитых государств —  результат совместных усилий со стороны правительства и общества. Однако если массовая демократизация произойдет на недостаточно высокой стадии развития экономики, общество очень легко может оказаться в ловушке «неуправляемой демократии». В таком социуме у каждого есть возможность принять участие в политическом процессе, но демократия как таковая оборачивается бесконечной политической сварой. Каждая политическая фракция будет использовать свое влияние лишь для упрочения собственного положения в борьбе за кусок политического «пирога». При таком положении дел не существует стимулов, которые могли бы заставить политиков сконцентрировать усилия на развитии экономики и общественного строя.

Если мы говорим о Китае, любой из этих трех сценариев одинаково вероятен. Однако, несмотря на то, что существуют различные объективные факторы, заставляющие Китай развиваться в разных направлениях, личный выбор политиков, ответственных за принятие решений, тоже очень важен. Политическая верхушка могла бы, мобилизовав ресурсы страны, не допустить нежелательного развития событий и наоборот, направить развитие страны по нужному пути. Очевидно, что при выборе пути развития восточно-азиатский вариант для Китая наиболее оптимален. Однако на какой бы путь он не вступил, Китай всегда будет идти по дороге мирного развития. Оказавшись перед лицом новых проблем, необходимо и дальше придерживаться выбранного пути, энергично проводить реформы в социальной сфере, твердо определять социальную политику. Прорыв в области реформирования социальной сферы не только повлечет за собой построение общества с высоким уровнем потребления, что станет залогом устойчивого роста экономики, но и, что гораздо более важно, создаст условия для будущей демократизации и рационализации общества, а также заложит в стране прочную социальную и экономическую базу.

Автор – директор института изучения стран Восточной Азии Сингапурского университета.

Перевод выполнил Федор Кокорев.