Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

От Разина до Горбачева: история России на немецком телеэкране

© Фото : Снежанна ДементьеваМамаев курган
Мамаев курган
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На примере судеб великих и простых людей немецкий документальный телефильм «Россия, моя судьба» показывает, как тесно переплетены история Германии и России. В фильме не было Путина и актуальной политики, а были история и немного современности, упакованные в легкий развлекательно-познавательный формат.

На примере судеб великих и простых людей немецкий документальный телефильм «Россия, моя судьба» показывает, как тесно переплетены история Германии и России.

 

Беспечные и красивые люди на белоснежном корабле, бороздящем морские просторы под жарким южным солнцем, влюбленные парочки, итальянцы и немцы в контексте национальных особенностей романтических отношений и упоительные курортные пейзажи... Можно ли представить себе более ублажающее глаз телевизионное зрелище в новогодние праздники? И стоит ли удивляться тому, что первый из трех документально-игровых фильмов о России, показанный в первый вечер нового 2013 года на немецкой «первой кнопке», не выдержал конкуренции с приторными сериалами второго канала немецкого телевидения ZDF, действие которых происходит у Карибских островов и посреди Средиземного моря? Посмотрев новую серию культового немецкого детектива Tatort (Место преступления), на первом канале и обеспечив ему 23,7% рынка, большинство телезрителей потянулись за пультами дистанционного управления.

 

Смотреть документальный фильм Russland, mein Schicksal – «Россия, моя судьба» - на первом немецком канале ARD остались, как подсчитали специалисты по телевизионным рейтингам, всего 3,06 миллиона жителей Германии. И это несмотря на то, что в фильме не было Путина и актуальной политики, а были история и немного современности, упакованные в легкий развлекательно-познавательный формат: документальную фикцию, в которой архивные кадры и актуальная съемка соседствуют с постановочными живыми картинками из прошлого.

 

Спрос на лубочную Россию

 

И все же показ трехсерийного фильма о России в прайм-тайм на главном немецком телеканале является свидетельством того, что страна эта продолжает интересовать если и не большинство жителей Германии, то, во всяком случае, ответственных редакторов ее общественно-правового телевидения. По традиции они продолжают тратить немалые деньги на производство фильмов о все еще загадочном исполине с Востока.

 

На презентации фильма «Россия, моя судьба» в Кельне за неделю до его телеэкранной премьеры бывший корреспондент ARD в России Соня Микич (Sonja Mikich) рассказала, как после перестройки ее коллегам в США приходилось дожидаться очереди в немецком эфире и выискивать особенно «экзотические» темы для репортажей, в то время, как на российские сюжеты аппетит в Германии просто невозможно было утолить. И по сей день, хотя массовый постперестроечный восторг по поводу всего русского на Западе прошел, немцам нравится, по ее словам, смотреть репортажи из России, особенно, если в кадрах присутствуют бескрайние просторы - в идеале с сугробами, полноводные реки, водка, бабушки и загадочная русская душа.

 

В гуще событий

 

Трехсерийный фильм «Россия, моя судьба» рассказывает о последних двух веках из жизни России на примере трех ее городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Волгограда. В каждой из серий в качестве главных действующих лиц выступают и немцы, реальные немцы, которых судьба забросила в Россию. На момент Бородинской битвы в Москве находился немецкий врач Вильгельм Нордхоф (Wilhelm Nordhof). Он рассказывает, в частности, о том, кто в действительности поджег столицу накануне вступления в нее наполеоновской армии.

 

О Сибири начала 20 века рассказывает писатель Ойген Цабель (Eugen Zabel), первым из немцев совершивший путешествие по Транссибирской магистрали протяженностью 9 тысяч километров.

 

В Москве эпохи сталинских репрессий оказалась семья немецкого коммуниста Вильгельма Марсмана (Wilhelm Marsmann). Он и его жена были арестованы, дети попали в детский дом. Благодаря настойчивости немецкого посольства Вильгельма Марсмана удалось вызволить из ГУЛАГа. И лишь спустя 60 лет стало известно, что его жену расстреляли по обвинению в шпионаже, а потом реабилитировали за отсутствием вины.

 

Эпизоды с участием немцев, оказавшихся свидетелями и участниками российской истории, разыграны актерами, говорящими по-русски, отчасти даже без акцента, в соответствующих времени костюмах. Инсценированные сцены и архивная хроника чередуются, придавая увлекательность серьезному документальному фильму.

 

От первого лица

 

Хорошо поставленным голосом закадровая рассказчица беспрерывным монологом комментирует происходящее на экране. А там – Екатерина Великая и немецкие переселенцы, тысячами хлынувшие по ее призыву осваивать восточные земли, Петр Первый и первый архитектор города на Неве Доменико Трезини, Стенька Разин с казаками, взбунтовавшимися против царя, Пушкин с супругой, вокруг которой увиваются ухажеры, граф Ростопчин, поджигающий Москву, Транссиб, построенный руками заключенных, согнанных на стройку века, Ленин, устроивший революцию на немецкие деньги и Ленин в гробу, Сталин и чекистский террор, одиннадцатилетняя Таня Савичева, ведущая блокадный дневник, обмороженные и побежденные под Сталинградом немцы...

 

«Сегодня даже невозможно себе представить, как нас тогда приучили думать», - говорит в фильме Винсенц Гриземер (Vincenz Griesemer), 19-летним юношей воевавший под Сталинградом и попавший в плен вместе. Более полувека спустя он вернулся на место былых сражений и встретился в Волгограде с Галиной Маркасиновой, у которой под немецкими бомбами погибли сестра и два брата.

 

На солдатском кладбище Россошка в окрестностях Волгограда каждый рассказывают историю своей жизни. «Мы думали тогда, что русские - не люди, а оказалось, что у них больше душевного тепла, чем у нас», - подытоживает свой рассказ бывший солдат вермахта. И в зрительном зале в Кельне, где шла презентация документального фильма «Россия, моя судьба», тут же в ответ прозвучало громко и уверенно произнесенная на чистом немецком: «Вот это уж точно!» Зал дружно засмеялся и зааплодировал.

 

Юная публика, впрочем, была разочарована увиденным. Уж очень этот документальный фильм при всех его достоинствах напомнил добротный, но скучноватый школьный урок истории…