Мы уже не раз в своих материалах обращали внимание читателей на аномальную активность Акорды и лично самого Назарбаева. Судя по их решениям и действиям за последние месяцы, они судорожно пытаются мобилизовать страну и восстановить хоть какую-то управляемость за счет все большей концентрации власти и перехода к прямому администрированию даже там, где подобные методы ранее не использовались.
В результате политическая система и государственное устройство Казахстана стремительно (по историческим меркам, конечно) «развиваются» от авторитаризма к тоталитаризму. И это не случайность, а закономерность. Поскольку только так нынешняя правящая верхушка может сохранить в своих руках неограниченную и безответственную власть, а значит, продолжать извлекать благодаря ей монопольные сверхдоходы.
Проведем параллели
Вспомним два самых известных тоталитарных государства в мировой истории – СССР Сталина и Германию Гитлера. При всем различии экономических базисов и идеологий, политических практик и эффективности госаппарата государственно-политическое устройство и методы госуправления у них были очень похожи. Лучше всего они выражены словами гения нацистской пропаганды Геббельса: «Один народ, одна страна, один фюрер».
Для наших читателей, знакомых, как и мы, с этим периодом истории только по книгам и фильмам, напомним несколько характерных черт того времени. Это в первую очередь доминирование в экономике государства. Причем в Германии сохранялась частная собственность, а экономика оставалась рыночной, однако государство управляло ею и ее развитием или прямо, или используя методы, которые сегодня называются государственно-частным партнерством.
Весь негосударственный сектор был загнан в специализированные общественные и профессиональные организации, возглавляемые соответствующими руководителями (фюрерами), назначаемыми сверху решениями первого лица государства и подчиняющимися только ему или людям, которых он выбрал. И те, кто не входил в такие организации, теряли право заниматься соответствующей деятельностью или работать по выбранной ими профессии.
До нас эта система дошла в виде союзов писателей, композиторов, журналистов, архитекторов, КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и так далее и уже в сильно размягченном, разрушенном и ослабленном варианте. Но до середины восьмидесятых годов прошлого века, чтобы заниматься политикой, нужно было стать членом ВЛКСМ, а потом – КПСС. Чтобы издаваться – членом Союза писателей или журналистов. И так далее.
И СССР, и Германию того времени возглавляли лица, которые стояли выше закона и как бы олицетворяли власть в чистом виде. Они не подчинялись Конституции, а сами ее писали. Они, если так можно сказать, были прирожденными вождями народа (фюрерами), дарованными своим сограждан свыше то ли Богом, то ли Провидением. Они сами были, говоря современными терминами, национальной идеей и своим присутствием освещали народ и его путь в процветающее будущее.
И в СССР, и в Германии сохранялась система представительных органов власти, которые, однако, не играли никакой политической роли, формировались под строгим контролем госаппарата и являлись послушными инструментами в сфере законотворчества.
В обоих государствах прокуратура была еще одним карательным органом, действовавшим в интересах правящей верхушки и по ее указаниям.
Этот ряд аналогий можно продолжать и продолжать, так что рекомендуем нашим читателям вспомнить историю, почитать книжки. Это, конечно, не прибавит душевного спокойствия, зато, возможно, позволит взглянуть на происходящее в Казахстане более трезво. Ну а пока вернемся к событиям последней недели и рассмотрим их под выше озвученным углом зрения.
Курица или яйца?
До конца 2013 года в Казахстане сформируют Национальную экономическую палату предпринимателей РК, заявил глава «Союза «Атамекен» Аблай Мырзахметов. Как известно, эта идея долгое время «крутилась» в бизнес-кругах, близких к среднему зятю елбасы, пока не была поддержана последним в двух его последних программных выступлениях.
Понятно, что главная задача этого проекта не создание эффективной системы сервисной поддержки бизнеса, а «выстраивание» многосоттысячного корпуса казахстанских предпринимателей, которые уже в 2014 году будут вынуждены не только добровольно-принудительно вступить в НЭПП, но еще и платить членские взносы.
Даже если малый бизнес, микробизнес и крестьянские хозяйства будут первые пять лет избавлены от необходимости оплачивать содержание аппарата НЭПП, они все равно так или иначе попадут под его контроль. Потому что сразу встанет практический вопрос – что раньше? Курица или яйцо?
Другими словами, должен ли человек вступить в НЭПП, после того как он станет предпринимателем, и в какой срок? Или госорганы для его регистрации в качестве предпринимателя начнут требовать справку о вступлении в НЭПП?
Будет ли распространяться требование о вступлении в НЭПП только на юридические лица или на физические тоже, ведь покупка акций, участие в товариществе – это форма предпринимательства? И что будет, если некто или нечто не будут платить взносы в НЭПП? Их исключат? С последующим запретом заниматься бизнесом?
Понятно, что ответов на эти вопросы мы не получим. Но, зная нашу практику, можем уверенно предсказать, что аппарат НЭПП и его руководитель (бизнес-фюрер) будут лично заинтересованы в максимальном членстве и максимальном поступлении сборов, поскольку это повышает их политический вес и расширяет возможности.
Соответственно, госорганы и чиновники будут заинтересованы загнать как можно больше предпринимателей в НЭПП. Потому что тогда они смогут свалить на эти структуры многое из того, что доставляет им сегодня большую головную боль: например, оказание спонсорской помощи, ГЧП, представительские, просветительские и пиаровские акции.
Все это заставляет предположить, что если нынешняя политическая система и курс сохранятся в неприкосновенности еще лет пять, то поставленная елбасы задача обеспечить максимальное развитие государственно-частного партнерства будет выполнена на 200%. Вопрос только в том, согласятся ли на подобные неэкономические ограничения и принуждения иностранные инвесторы, которых сегодня Акорда усиленно приглашает в Казахстан?
Почему елбасы сменил главу ДУМК?
Но если у будущей Национальной экономической палаты предпринимателей все еще впереди, то в сфере религиозной «выстраивание» уже заканчивается. После перерегистрации религиозных организаций и общин, позволившей государству отделить «чистых» от «нечистых» и избавиться от последних, на этой неделе была поставлена точка в этом проекте – сменен глава Духовного управления мусульман Казахстана.
Мы не слишком осведомлены в сфере религии и тем более не допущены к тайнам ДУМК, но можем утверждать, что новый глава этой структуры Ержан Маямеров отличается от Абсаттара Дербисали, во-первых, тем, что он настоящий, а не по поручению властей исламист, а во-вторых, что он намного более сильный администратор.
Иного и быть не может. Потому что после решения задачи переформатирования религиозного пространства и загона всех исламских общин и мечетей под ДУМК перед этой структурой должны быть поставлены две новые ключевые задачи. Во-первых, во всем всегда и везде поддерживать елбасы, Акорду и государство, а во-вторых, активно бороться с теми исламскими религиозными деятелями, направлениями и группами, которые позволяют себе быть в оппозиции к властям.
Именно по этой причине Шейх Абсаттар хаджи Дербисали, в миру – доктор филологических наук, профессор, ученый-востоковед, дипломат, автор более 400 теоретических трудов и практических разработок по арабскому языку и литературе, древним периодам казахской литературы и культуры, истории ислама, Корану и хадисам, был отправлен в отставку. Причем, по его собственным словам, после личной беседы с т. н. лидером нации.
Новый духовный вождь казахстанских мусульман – человек совершенно другого покроя и материала. И задачи перед ним елбасы поставил де-факто те самые, о которых мы говорили выше, – держать и не пущать в сфере религии. Не верите? Цитируем слова Назарбаева, сказанные на этой неделе, когда он принял новое руководство ДУМК.
«Вместе с независимостью мы вновь обратились к религии предков. Духовное управление, объединившее 2228 мечетей, стало центром сплочения мусульман. Были созданы условия для консолидации нашего народа вокруг духовных ценностей и целей. Сегодня общество, в особенности молодежь, стало поворачиваться к религии.
Необходимо проводить разъяснение того, что приверженность исламу не должна быть данью моде».
«Вы все знаете, что сегодня появились различные религиозные течения. Служители мечетей должны уметь вести работу с населением, особенно с молодежью, чтобы правильно разъяснить, что собой представляют различные деструктивные течения, а что является традиционным направлением в исламе».
«Единственной признанной структурой традиционного ислама в нашей стране является Духовное управление мусульман Казахстана. В недавно принятом законе, регулирующем сферу религиозных отношений, закреплено, что государство признает место и роль ханафитского мазхаба в духовной жизни нашего народа. И это правильно. Казахстан – светское государство, поэтому наша политика в религиозной сфере направлена на укрепление межконфессионального мира и толерантности. Свобода совести у нас гарантирована Конституцией».
Можно только удивляться лицемерию Назарбаева, который, с одной стороны, говорит про то, что свобода совести у нас гарантирована Конституцией, и в то же время утверждает, что единственной признанной (интересно, кем? – ред.) структурой традиционного ислама в Казахстане является ДУМК, а единственным приветствуемым властями направлением ислама – ханафитский мазхаб.
В общем, ДУМК осталось только признать елбасы если не самим пророком, то его посланником и призвать всех верующих мусульман на этом основании безоговорочно поддерживать Назарбаева и выполнять все его ценные указания.
Кто у ЦИК собственник?!
Между тем эти указания бывают ну очень уж разными. Говорят же, что от великого до смешного всего один шаг. На этой неделе его сделали общими усилиями Назарбаев, его администрация и аппарат ЦИК. Дело в том, что был опубликован текст Указа президента РК от 12 февраля 2013 года, утвердивший «Положения о Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан».
В самом конце этого документа есть любопытные пункты.
«26. Комиссия может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Имущество Комиссии формируется за счет имущества, переданного ей собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
27. Имущество, закрепленное за Комиссией, относится к республиканской собственности.
28. Комиссия не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ей по плану финансирования, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан».
Так вот, судя по этим нормативным «новациям», у казахстанского ЦИК есть собственник. Хотелось бы узнать, кто он? Елбасы, администрация президента или, может быть, Министерство юстиции? Происхождение ошибки понятно – некий клерк просто перекатал формулировку из образца документа, используемого при создании квазигосударственных структур, и влетел по полной.
В связи с этим хотели бы провести еще одну параллель между тоталитарными государствами и современным Казахстаном – повышенная защита чести и достоинства первого лица государства: у нас – «лидера нации», в СССР – «отца народов», в Германии – «фюрера немецкой нации». Сразу оговоримся, Назарбаеву до этих исторических фигур далеко, как до Луны, но то, что он шагает в их направлении, – факт уже исторический.
А заплатим вам акциями БТА
И последняя аналогия с прошлым. В СССР всегда практиковалась добровольно-принудительная подписка на госзаймы, когда руководители всех уровней, партийные, комсомольские и профсоюзные активисты, офицеры должны были в обязательном порядке покупать облигации госзаймов различных выпусков. Бумаги эти ничего не стоили, поскольку все понимали, что государство платить по ним ничего не будет. Но покупали, потому что таковы были правила игры.
Так вот, с легкой руки вице-премьера Кайрата Келимбетова Акорда решила восстановить и эту, слава богу, отмененную Хрущевым и давно забытую традицию. Только вместо облигаций госзайма теперь будут использовать акции «БТА Банка». Того самого, что под госнадзором и при господдержке так захирел, что стоит теперь не больше, чем бумага, на которой отпечатаны его фирменные бланки.
Выполняя поручение елбасы создать единый накопительный пенсионный фонд, хитромудрый Келимбетов (кстати, один из учредителей движения «Демократический выбор Казахстана» в 2001 году – что судьба-злодейка делает с людьми!) нашел способ сэкономить госденьги и в то же время обеспечить относительно мягкий и не столь нагло криминальный путь решения задачи.
Вместо того чтобы заставить частные пенсионные фонды передать вместе с пенсионными счетами граждан еще и активы, вице-премьер решил эти НПФ просто купить. Но заплатить не деньгами или госбумагами, а акциями БТА, которые, напомним, ничего не стоят. То есть фактически широкому кругу казахстанских банков, которые де-факто стоят за частными НПФ, предложено скинуться и заплатить убытки, которые стали результатом рейдерского захвата БТА 2 февраля 2009 года. Чем вам не принудительный госзаем сталинских времен?
Вместо эпилога
В завершение позволим себе еще несколько цитат, но уже Геббельса. Этому видному нацисту и международному преступнику не откажешь в профессионализме. Мастером пропаганды он был большим. Мы уже упоминали выше его самое известное выражение, а вот еще несколько:
– Все гениальное просто и все простое гениально. Маленькому человечку нравится скрывать свою ничтожность за сложными вещами.
– Государство и партия должны перейти одно в другое и образовать нечто третье, на чем будет отпечаток нашей сущности.
– Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней.
– Отними у народа историю – и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом.
– Диктатору не нужно следовать за волей большинства. Однако он должен быть в состоянии использовать волю народа.
– Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой.
– Мы добиваемся не правды, а эффекта.
– Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной.
Не правда ли, налицо аналогии с той пропагандистской вакханалией, которая разворачивается в нашей стране уже который месяц?