Социальный марш под названием «За права москвичей» прошел в российской столице 2 марта. В отличие от предыдущих протестных акций Координационный совет (КС) оппозиции устранился от участия в его проведении, ограничившись информационной поддержкой. Организаторами выступили представители Экспертного совета оппозиции (ЭСО), созданного в декабре 2012 года.
Заявленное число участников марша - 5 тысяч человек, по оценкам корреспондентов СМИ, пришло на мероприятие 3 тысячи. Для сравнения - предыдущие акции собрали десятки тысяч. Наблюдатели говорят о том, что снижение протестной активности во многом является отражением разлада в оппозиционных кругах. Эту точку зрения подтверждают и представители оппозиции. Впрочем, по мнению некоторых из них, разлад может оказаться полезным.
Что такое Экспертный совет
Экспертный совет появился спустя примерно месяц после выборов в КС. Инициаторами его создания стали 26 не прошедших в Координационный совет кандидатов, в частности, сопредседатель комиссии по расследованию событий в Крымске Павел Шелков, член Общественной палаты Иван Стариков и автор известной среди оппозиционеров песни «ВДВ против Путина» Михаил Вистицкий. Как говорят члены ЭСО, шансов быть избранными в КС у них не было априори, поскольку они не обладают уровнем «медийности» Ксении Собчак, Дмитрия Быкова, Гарри Каспарова или Татьяны Лазаревой.
Задуман Экспертный совет был в конце ноября 2012 года. Уже тогда, по словам его инициаторов, стало ясно, что КС не выполняет свою основную функцию: «На первых же заседаниях КС превратился в закрытый клуб. Его члены не заинтересованы в координации протестной активности и расширении базы протеста, то есть в том, ради чего и были избраны», - заявил в интервью DW один из организаторов ЭСО, глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков, прославившийся своими критическими публикациями о фонде храма Христа Спасителя.
Поначалу члены ЭСО пытались установить контакт с коллегами. «Мы писали им письма, предлагали свою программу действий, но ответа не получили», - говорит Аншаков. Некоторые озвученные советом идеи выносились на повестку заседаний КС, но постоянно откладывались. «Ни на одно из наших предложений за четыре месяца не последовало ответа», - сетует другой член ЭСО, глава Движения ТСЖ Максим Брусиловский.
Страх конкуренции?
Подтверждают это и сами участники Координационного совета. Как сказал DW член КС, политолог Андрей Пионтковский, идеи Экспертного совета на заседаниях КС действительно игнорируются. Так, например, в «долгий ящик» было отложено предложение восполнить состав Координационного совета, из которого выбыли два его участника (Олег Шеин и Екатерина Аитова). По словам Пионтковского, членам КС свойственно нежелание расширять свои ряды. По этой причине отвергается и его идея создания «Форума свободной России» - электронной площадки, на которой могли бы общаться все 80 тысяч человек, участвовавших в выборах членов КС.
«Эта идея встречает бешеное сопротивление моих коллег», - говорит Пионтковский. Причина же, по его словам, проста: «В КС сложилась патовая ситуация. Примерно половина его участников занимает умеренные позиции и очень боится расширения состава за счет более радикально настроенных персоналий». В этом случае, по мнению политолога, умеренные рискуют остаться в меньшинстве.
Неоднородный Конституционный совет
Другой постоянный участник заседаний КС, политолог Илья Константинов подтверждает, что «функции реального организатора движения Координационный совет на себя брать не желает». В разговоре с корреспондентом DW Константинов согласился с тем, что причиной такого положения дел является четкое разделение Координационного совета на два лагеря. При этом лагерь умеренных с успехом блокирует принятие решений о конкретных политических действиях, ограничиваясь общими декларациями.
«Это их принципиальная позиция: КС не должен быть штабом, это оппозиционный парламент, где просто обсуждаются вопросы. Именно этим совет разочаровал многих своих сторонников», - отметил Константинов. По его словам, ядром умеренных можно считать троих членов КС - биолога Михаила Гельфанда, телеведущую Ксению Собчак и предпринимателя Максима Каца.
Незнание или игнорирование?
Вместе с тем существует еще одно объяснение разных позиций, которые занимают Координационный и Экспертный советы. Не исключено, что члены КС просто не желают знать или в реальности не знают о существовании коллег. В ответ на просьбу DW рассказать о взаимодействии с Экспертным советом Михаил Гельфанд, например, заявил, что не знает, что это такое.
Аналогичный ответ дала и член КС, лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. По ее словам, она в последнее время очень занята решением экологических проблем. «Я просто не успеваю быть одновременно в двух местах», - заявила она, добавив, что впервые об Экспертном совете услышала от корреспондента DW. С другой стороны Чирикова отметила, что наличие внутренних противоречий абсолютно нормально «для любой живой и здоровой структуры».
Что родится в споре
Отчасти согласен с этим и член КС Илья Константинов: «Координационный совет - это меньше и хуже, чем могло быть, но значительно лучше, чем ничто». Идеальным политолог считает такое развитие ситуации, при котором ЭСО взял бы на себя функции реального координирующего органа, а КС остался бы парламентом.
Аналогичного мнения придерживается и Андрей Пионтковский. «Я считаю, что в Экспертном совете подобрались очень интересные люди. Многие из них, на мой взгляд, были бы гораздо более полезны, чем некоторые из моих гламурных коллег по КС», - заявил он DW. Вместе с тем, по мнению Пионтковского, идеальное взаимодействие двух структур станет возможным только в том случае, если эта «гламурная» часть Координационного совета на него решится.