Свое правление президент Ирана в 2005 году начал с громких обещаний. Так, наличие в стране нефтяных запасов, по его словам, «должно было стать заметным на кухонном столе в каждой семье». Помимо этого, Махмуд Ахмадинежад намерен был каждый год создавать два миллиона новых рабочих мест, полностью ликвидировать безработицу, а темпы инфляции удерживать в пределах десяти процентов.
Восемь лет спустя, к концу второго срока правления Ахмадинежада, реальная ситуация в стране выглядит совсем иначе. Согласно официальной статистике, инфляция составляет 30%, доля безработных – 12%, а рост экономики - отрицательный. В действительности же эти цифры, наверняка, еще выше.
По мнению эксперта по экономике Ферейдоуна Хаванда, на момент вступления в должность у Ахмадинежада вообще не было какого бы то ни было экономической программы. «Его единственный план, если о таковом вообще можно говорить, был основан на популизме», - считает Хаванд. Некоторые из своих популистских обещаний он действительно сдержал - например, ввел субсидии для сельского населения или так называемое «свадебное пособие» для молодых пар.
Обесценивание национальной валюты и стагнация
Одно из обещаний, которые Ахмадинежад не смог сдержать, - обеспечение стабильного обменного курса иранской денежной единицы - риала. За период с 2011 года он подешевел по сравнению к доллару на две трети, что еще больше «подогрело» инфляцию. Если на момент вступления Ахмадинежада в должность она составляла 12%, то сейчас ее уровень, по мнению экспертов из международных организаций, достиг 40-60%. Цены растут, в первую очередь, на продукты питания, аренду жилья и общественный транспорт.
В то же время экономика Ирана находится в состоянии упадка из-за действия западных санкций. До вступления Ахмадинежада в должность рост ВВП страны составлял около 7%, сейчас же отмечается его падение. Согласно прогнозу Международного валютного фонда, в 2014 году ожидается небольшое увеличение ВВП. «При отсутствии экономического роста невозможно создавать новые рабочие места», - поясняет Ферейдоун Хаванд. Вместо обещанных Ахмадинежадом двух миллионов вакансий в год их появилось всего 14 тысяч.
Внешнеполитические приоритеты
До того как экспорт нефти Ирана в 2012 году значительно снизился из-за ужесточения международных санкций, страна ежегодно получала достаточно крупную прибыль от продажи сырья. Однако эти деньги, по мнению эксперта Хаванда, использовались неправильно. Большая часть ушла на покупку импортных товаров. Помимо этого, во времена Ахмадинежада значительно увеличился госаппарат. Расходы на внешнюю политику и политику безопасности тоже были высокими. «Средства направлялись, например, на поддержку близких исламской республике организаций и группировок за рубежом, таких как "Хезболлах" в Ливане или ХАМАС в Палестинской автономии», - рассказывает Ферейдоун Хаванд.
Подводя итог 8-летнего правления Ахмадинежада, эксперт называет это время «катастрофическими годами для иранской экономики», причем международные санкции, по его мнению, «усилили несостоятельность и ошибки руководства».
Шаткость иранского режима
На внутриполитической арене закат эры Ахмадинежада отмечен, в первую очередь, внутренними распрями. «Восемь лет его правления обнажили непрочность иранской конституции и режима», - сказал в интервью DW Мехран Барати, оппозиционер из Ирана, живущий в эмиграции. Стало очевидным, что глава государства, стоящий во главе исполнительной власти, не может самостоятельно управлять страной - даже если его избрал главный религиозный вождь.
«Различным сторонам, претендующим на власть, сложно прийти к единому мнению о том, в каком направлении должно развиваться государство», - говорит Барати. Однако после ухода Ахмадинежада внешне- и внутриполитическая ситуация, по его мнению, вряд ли изменится. В первую очередь, это касается ядерного конфликта. Идеологическая составляющая в исламской республике, по мнению Мехрана Барати, настолько сильна, что вне зависимости от того, кто сменит Ахмадинежада, конфликт с мировым сообществом сохранится.