Год назад на Украине был принят новый закон о языковой политике, вызвавший острые споры в обществе. Что же изменилось за это время, рассказали DW писатели Курков и Жадан.
Украина прожила год с новым законом «Об основах государственной языковой политики», который до сих пор вызывает споры в стране. Политики и эксперты по сей день дискутируют о роли украинского и русского языков. 3 июля 2012 года Верховная рада приняла во втором чтении законопроект, согласно которому русский язык получил статус регионального языка в тех областях страны, где доля русскоязычного населения превышает 10%. В 13 из 27 регионов Украины теперь у жителей, среди прочего, есть возможность заполнять официальные документы не только на государственном украинском, но и на русском языке.
Курков живет в Киеве и пишет на русском языке. За минувший год писатель не ощутил существенных изменений в том, что касается использования русского и украинского языков. «Я несколько раз был в Крыму, на юге и востоке страны, и, конечно, в Киеве, - говорит Курков. - Не могу сказать, что я почувствовал разницу между ситуацией до и после принятия этого закона».
Радикализация дискуссии
Дискуссии вокруг языкового закона ведутся на Украине с 1991 года, то есть с момента провозглашения независимости, отмечает Курков. По его мнению, за это время украинское общество не только привыкло, но и устало от них. «Если бы были какие-то реальные изменения, то дискуссия бы возобновилась, были бы серьезные протесты на западе Украины», - говорит Курков. Он считает, что «закон не изменил ситуацию».
Еще одно наблюдение Куркова: споров о языковой политике стало меньше, а их участники - радикализировались. «Защищают и противопоставляют свою точку зрения по языковому вопросу радикализированные меньшинства», - говорит Курков. По словам писателя, в последние дни языковой вопрос на Украине ассоциируется с активностью депутата парламента от правопопулистской партии «Свобода» Ириной Фарион. Политик посетила Одессу и Донецк, где представила монографию о нормах украинского языка. Ее выступления сопровождались столкновениями между представителями партии «Свобода» и ее противниками.
По мнению Куркова, эти события свидетельствуют о том, что в этих городах ничего не изменилось. «Это рассчитано на провокацию и повод для дискуссии, - говорит Курков. - Но дискуссии нет, потому что за тем, что происходит, следят как за комиксами». Писатель полагает, что пассивная реакция общества связана с общим разочарованием в политической ситуации. «Вопросы морали, коррупции, честности в политике - намного актуальнее, чем языковой вопрос», - подытоживает Курков.
Харьковчанин Сергей Жадан пишет на украинском языке. Он, как и Курков, не заметил изменений в языковой ситуации своего города. «На улицах не изменилось ничего, город преимущественно русскоговорящий, хотя украинский язык тоже слышен время от времени - в основном от студентов или в пригородах и "спальных" районах"», - говорит Жадан. По словам писателя, принятый год назад закон имел, скорее, символическое значение для украинской власти. «Это - игры мускулами, популистский прием, чтобы отвлечь внимание», - считает Жадан.
Языковая ситуация на Украине, по мнению Жадана, «относительно стабильная». По его мнению, украинский язык больше «не воспринимается как что-то экзотическое, как что-то обязательно обусловленное идеологическими или политическими взглядами его носителя», - говорит Жадан.
Тема для выборов?
Несмотря на отсутствие, по мнению Жадана, результатов нового «языкового» закона, этот вопрос может вернуться на повестку дня с приближением выборов президента в 2015 году. Он предполагает, что правящая Партия регионов назовет принятие «языкового» закона одним из своих главных достижений.
В то же время, полагает Жадан, вопрос языковой политики остается актуальным. «Полноценное развитие общества с двумя языками предполагает по крайней мере взаимоуважение и настрой на диалог», - говорит писатель.
По мнению Жадана, пока в украинском обществе этого нет, политики будут продолжать сталкивать лбами украинцев, говорящих на русском и украинском языке. В связи с этим Жадан предлагает не поддерживать тех, кто «раздувает языковые войны» на Украине.