«Я знаю, надо и двести, и триста вам – возьмут, все равно, не те, так эти…» – писал Владимир Маяковский о коррупции и взяточничестве почти сто лет назад. Но проблема до сих пор актуальна. В Казахстане, как показал обзор, сделанный нашими корреспондентами, взятки как брали, так и берут. Правда, если кому-то из коррупционеров дают реальные сроки, то другие отделываются лишь легким испугом!
Астана: Весомо, грубо, зримо?
Как утверждают аналитики ситуационного центра при департаменте финансовой полиции при Агентстве по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, столица «славится” самыми крупными взятками.
Средняя сумма взятки, по подсчетам исследователей, в стране составляет около 500 долларов. Но только не для Астаны – меньше чем в 2 тысячи долларов тут не уложишься. Ежегодно столичному взяткодателю приходится отдавать свыше 11 тысяч «зеленых” в зависимости от статуса подкупаемого.
За полгода в Астане раскрыто 71 коррупционное преступление в отношении 43 должностных лиц городского и 6 чиновников районного уровня.
Большинство взяток – в сфере государственных закупок (16).
– Лидерами самых больших взяток на «рынке” бытовой коррупции по-прежнему остаются суды. Средний размер «благодарности” за услуги здесь составляет около 4 тысяч доларов. Самый дорогой суд, где взятка составила около 75 тысяч долларов, находится в Астане, – заявила председатель правления Ассоциации социологов и политологов Казахстана Бакытжамал Бектурганова.
Отмечают эксперты коррумпированность сфер образования – 9 фактов коррупции, и здравоохранения – 12.
Алма-Ата: Хватай, пока дают
Алма-Ата – город больших возможностей. И больших денег. У алматинских финполовцев разработан так называемый «паспорт коррупционного риска».
В него внесены все самые возможные места отлова коррупционеров. В паспорте отражены, например, адреса строящихся объектов по государственным программам, анализ экономической ситуации и многое другое. В дело идут даже комментарии посетителей сайтов, которые также указывают на присутствие элементов коррупции на том или ином объекте или в госоргане.
По данным финпола Алма-Ате, за 6 месяцев 2013 года выявлено 104 коррупционных преступления. К уголовной ответственности за это привлечены 54 государственных служащих.
26 августа, к примеру, финполовцы сообщили о задержании кандидата на службу в правоохранительных органах при даче взятки в размере 1000 долларов США председателю окружной военно-врачебной комиссии Алма-Ате. Кроме того, в этом месяце финпол возбудил уголовное дело в отношении заместителя руководителя налогового департамента по городу Алматы Б. Ажинурова по факту злоупотребления должностными полномочиями. Сумма, ему инкриминируемая, – 26 миллионов тенге.
На втором месте по «популярности» – коррупционные преступления в сфере образования. Весной этого года был приговорен к 3,5 года лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать должность на госслужбе директор хореографического училища им. Селезнева Талгат Андаспаев за взятку в 3,3 тысячи долларов. Позже срок «скостили” на один год.
В преддверии нового учебного года разгорелся очередной скандал. Директора одной из алматинских школ осудили за взятку в 400 долларов. Мзду директору принесла мать двоих детей – за устройство их в первый класс.
Восточный Казахстан: Больше взял – меньше сидеть
В Усть-Каменогорске размеры взяток и сроки наказания порой вообще не соответствуют друг другу.
К примеру, самую мелкую взятку – в 10 тысяч тенге – потребовал в марте участковый инспектор УВД Усть-Каменогорска за то, чтобы закрыть глаза на неповиновение полицейским, не составлять протокол и вернуть паспорт жителю города. Приговором Усть-Каменогорского суда полицейский осужден на 4 года лишения свободы с конфискацией имущества, без права в течение семи лет занимать должности в правоохранительных органах.
Самой крупной взятки в 1 миллион тенге потребовал в апреле этого года директор военизированной железнодорожной охраны Семея с начальника стрелковой команды железнодорожной станции – после проверки. Приговор – 3 года лишения свободы.
Атырау: «Грабли» не спасают
Грандиозное разоблачение бывшего главы Атырауской области Бергея Рыскалиева ничему не научило чиновников региона. Они по-прежнему не боятся вымогать взятки.
Суммы взяток варьируются от 50 тысяч до 4 миллионов тенге. Причем взятки берут не только наличностью, но и материальными ресурсами, например, талонами на бензин.
Северный Казахстан: Халтурка от культурки
В Северном Казахстане взятки берут помалу, но часто, иногда – «борзыми щенками».
К примеру, начальник отдела областной территориальной инспекции Министерства сельского хозяйства за две недели своей работы успел взять от обращавшихся к нему от 2 до 55 тысяч тенге. А в феврале этого же года в Петропавловске попался начальник областного управления культуры. Он вымогал у устроителей концерта Анжелики Варум и Леонида Агутина 26 билетов общей стоимостью 416 тысяч тенге на их концерт. Сейчас дело рассматривается в суде.
Караганда: Битва со Змеем Горынычем
Борьба с коррупцией в Карагандинском регионе напоминает битву сказочного царевича со Змеем Горынычем. Одну голову отрубишь – на ее месте тут же вырастает новая.
В марте ДБЭКП шокировал карагандинцев крупным «уловом». Задержали начальника Карагандинского областного управления здравоохранения. Его заподозрили в присвоении бюджетных средств на сумму 19,5 миллиона (!) тенге, выделенных из республиканского бюджета на приобретение инсулина. Было возбуждено уголовное дело. Следствие до сих пор идет, но от работы чиновника не отстранили. Одно дело – если он не виноват, другое – если виноват, но до сих пор решает судьбу бюджетных денег.
Но коррупционерам в Караганде живется все труднее, поскольку государство с прошлого года взялось поощрять тех, кто сообщает о нелицеприятных фактах «куда надо». Причем суммы «поощрений» порой превосходят суммы взяток, о которых сообщают граждане. Уже трое граждан, проявивших сознательность в борьбе с коррупционными проявлениями, были премированы.
Шымкент: Все начинается… со школы
В Южно-Казахстанской области в тройку самых коррупционных сфер входят госструктуры, правоохранительные органы и… работники образования.
Наиболее громкое из коррупционных дело связано с целой группой работников областного и городского акиматов и управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Чиновники обвинялись в том, что дважды (!) выделяли миллионы бюджетных средств на ремонт одного и того же участка дороги. Среди задержанных – начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Абильсеит Рабаев.
Официальный рекорд взятки – 50 тысяч долларов – у специалиста кадровой службы акимата Шымкента Раушан Сердалиевой за обещание трудоустроить гражданина на должность заместителя начальника управления промышленности и предпринимательства.
В школах главным коррупционным преступлением также является торг рабочими местами. Суммы взяток здесь варьируются от 100 до 300 долларов, меры наказания – до 1,5–3 лет лишения свободы. Аппетиты полицейских сравнимы с запросами школьных директоров: сумма взяток – 100–300 долларов. Сроки отсидки – от 2 до 4 лет.
Кызылорда: Берут скромно, дают много
В Кызылординской области суммы взяток скромнее, чем в Алма-Ате и Астане. Зато сроки – реальные.
За взятку в 400 тысяч тенге осужден к 4 годам лишения свободы сотрудник налогового управления Кызылорды.
На суде он признал свою вину, раскаялся. Просил суд не лишать его свободы, так как является единственным кормильцем в семье. Но это не возымело действия.
Комментарий для «Каравана»: Как с таким населением победить коррупцию?
Сергей Злотников, учредитель «Транспаренси Казахстан», директор Алматинской юридической корпорации:
– Коррупции меньше не стало, просто она приобрела другие формы. Например, стали брать взятки через жен, через оплату каких-то платежных документов. Я бы сказал, что идет некая демонизация взяточничества в обществе, но дают и берут взятки очень многие.
Приговоры за коррупционные преступления вызывают порой недоумение, но здесь претензии должны предъявляться к судебной системе. Пока не будет нормальной судебной системы, трудно со взятками и вообще с коррупцией бороться. В судах порой нормальное решение нельзя принять, если человек невиновен – тут же обвинят самого судью в коррупции, вот и получается замкнутый круг.
Между тем мало кто знает, что сумма значения не имеет, уголовная ответственность наступает с момента получения взятки в размере, превышающем 2 МРП, то есть 3 462 тенге!
Почему часто избегают наказания или получают условные сроки крупные взяточники? Потому что в Уголовном кодексе присутствует множество «вилок», которые позволяют смягчить наказание. К тому же в обществе у нас в героях ходят те, кто украл много и успел удрать. Ну как с таким населением можно победить коррупцию? Прокуратуре надо работать на предупреждение коррупции, а не бороться с последствиями…