Лех Валенса был электриком на судоверфи в Гданьске, когда в 1980 году создал первый во всем соцлагере независимый профсоюз «Солидарность». В 1983 году Валенса стал лауреатом Нобелевской премии мира. В 1990 году на первых свободных выборах после краха коммунизма он был избран президентом Польши. Накануне своего юбилея Лех Валенса ответил на вопросы DW.
DW: Многие страны Восточной и Юго-Восточной Европы завидуют демократическим завоеваниям и экономическим успехам Польши в минувшие два десятилетия, которым в значительной мере способствовали именно вы. Тем не менее, недавно десятки тысяч поляков вышли на улицы Варшавы, чтобы выразить свой протест против либеральной политики премьер-министра Дональда Туска. А в опросах общественного мнения лидирует национал-консервативный лидер оппозиции Ярослав Качиньский. Что происходит в сегодняшней Польше?
Лех Валенса: Первое: у нас не было 100 лет на развитие демократии, нам пришлось максимально все ускорять, чтобы догнать Запад. При таком ускорении много чего накапливается. Второе: что значат сотни тысяч по сравнению с 40 миллионами? Если в любой другой стране, в том числе и в богатых государствах, собрать недовольных, то, уверен, протесты оказались бы еще более масштабными. Третье: наша демократия показала свою зрелость.
Да, люди протестовали, но это были исключительно мирные протесты. Недовольные граждане проводили сбор подписей и на следующих выборах выставят счет политикам. Так что Польша и ее демократическая система выдержали испытание и могут служить примером того, как надо относиться к недовольству людей.
- В интервью немецкому еженедельнику Die Zeit вы высказали пожелание, чтобы немцы действовали смелее и еще больше влияли на развитие Евросоюза и его стратегическое планирование. Однако за вашу приверженность идее европейского единения вам в условиях кризиса не раз здорово доставалось. А Ангелу Меркель в греческих СМИ, к примеру, карикатуристы изображают в форме СС. Что вы думаете о европейской политике Германии?
- Политическим лидерам всегда достается... А Германия - это тяжеловес, причем в каждой сфере. Но немцы и берут на себя ответственность. Когда надо преодолевать кризисы, именно они разрабатывают идеи будущего развития. Пусть так будет и дальше! В эпоху, когда мы упраздняем границы, следует мыслить в европейских категориях, а не в немецких или польских. Главное - это Европа. Пора перестать думать в рамках государственных границ.
Есть много новых тем, в большей мере отвечающих духу времени: информационное общество, экология, кризисы, например, банковский кризис. Здесь речь идет уже не об одном каком-то банке, а об ответственности банков как таковых. Имеется еще и проблема денег: у Германии они есть, у других их нет. Европе, к примеру, нужна хорошая сеть автобанов, в том числе и в Албании. Но и там, и в других местах для такой цели нет денег. Германии следовало бы взяться за это, а деньги в течение 50 лет вернутся. Их нельзя держать под матрасами!
- Прошло уже почти 70 лет после окончания Второй мировой войны, но некоторые предубеждения в отношении немцев все еще живучи. Они не усилятся, если немцы сейчас начнут всюду строить автобаны?
- Ну что вы! Для европейской интеграции нам необходимо благосостояние в Европе. Мы сможем избежать конфликтов только тогда, когда, к примеру, будем всюду строить автобаны, ведь ситуация тогда повсюду улучшится. Есть масса других подобных задач, например, развитие коммуникационных сетей.
Поэтому тем государствам, у которых есть деньги, следует предоставлять их более бедным, а те их постепенно будут возвращать. Это была бы хорошая сделка для всех участников. Нынешнее поколение должно начать строить государство Европа, но действовать при этом весьма осмотрительно.
- А что именно нужно делать?
- Этого никто точно не знает. Для достижения цели нам нужны более крупные европейские структуры. Разделительные линии и границы - это все в прошлом. Правда, пока, что бы мы ни предпринимали, почти всегда всплывают воспоминания о войнах. Но постепенно мы и это оставляем позади. Такой процесс требует кропотливого труда, однако мы продвинулись уже весьма далеко вперед.
Очень важно строить объединенную Европу, опираясь на единые ценности, но в данный момент они еще различные в разных странах. Нам следовало бы составить некий каталог ценностей, своего рода декалог с десятью заповедями, который совместно разработали бы верующие всех религий и атеисты. Он и стал бы фундаментом для будущего развития Европы.
- 29 сентября вы отмечаете свое 70-летие. Ваш вклад в крушение коммунизма общепризнан. Однако диктатуры, которые преследуют и даже убивают своих граждан, существуют по сей день. Каков ваш рецепт: как одолеть диктатуру?
- Мой рецепт - солидарность. Хотя в каждой стране она, естественно, будет принимать разные формы. А еще очень важно поддерживать Соединенные Штаты - единственную оставшуюся сверхдержаву - в их усилиях по созданию такого мира, который, столкнувшись с антисемитизмом, расизмом, этническими чистками или химическим оружием, тут же начинал бы действовать и устранял проблему.