Из импортера газа США вскоре могут превратиться в экспортера - и все благодаря разработке нетрадиционных газовых месторождений. В 2011 году на нетрадиционных месторождениях было добыто 477 миллиардов кубометров газа, в том числе 197 миллиардов - на сланцевых.
Между тем, американская геологоразведочная фирма IHS говорит о гигантских запасах нетрадиционного газа по всему миру. От окрестностей поселка Вака Муэрта в Аргентине до отложений Силурийской системы в Северной Африке и Баженовской свиты в Западной Сибири - всего насчитывается 23 потенциальных месторождения. Есть они и в Европе, в том числе, в Германии. Но немцев пугает фрекинг - так называется метод добычи сланцевого газа. Главный аргумент противников - опасность загрязнения грунтовых вод.
А нужен ли Германии сланцевый газ?
Окупится ли фрекинг в Германии? Сотрудница кельнского Института немецкой промышленности Эстер Кришиллес (Esther Chrischilles) осторожна в оценках: «Все зависит от развития цен на рынке и стоимости добычи этим методом». По оценкам, стоимость добычи в Германии была бы выше, чем в США. «Кроме того, в Германии совсем другие стандарты охраны окружающей среды. А цены на газ сейчас не оправдывают широкой разработки месторождений сланцевого газа», - считает Эстер Кришиллес.
Германия сейчас покрывает от 13 до 15 процентов потребления газа за счет добычи на собственных традиционных месторождениях. Остальной газ приходится докупать - в России, Норвегии и Нидерландах. «Но традиционные немецкие месторождения истощены. И тут стоит подумать о сланцевом газе», - подчеркивает глава германского Федерального института геологических наук и сырьевых ресурсов (BGR) Ханс-Йоахим Кюмпель (Hans-Joachim Kümpel). По оценкам BGR, запасы природного газа на сланцевых месторождениях в Германии в 10 раз больше, чем на традиционных.
Плюсы и минусы для экономики
В Германии очень высоки цены на энергию. Добыча сланцевого газа в США резко снизила там эти цены. Не приведет ли отказ от сланцевого газа в Германии утрате конкурентоспособности немецкой промышленности? «Конечно, между разными странами идет соревнование. Но как раз энергоемкие производства с их громоздким и дорогостоящим оборудованием не могут в одночасье сняться и покинуть Германию. Однако в долгосрочной перспективе есть опасность, что они переберутся туда, где цены на энергию ниже№, - считает профессор Михаэль Бройнингер (Michael Bräuninger), научный руководитель Гамбургского института мировой экономики (HWWI).
С другой стороны, Германия выигрывает за счет промышленного роста в других странах, поскольку является одним из крупнейших поставщиков оборудования. «Если в США идет перестройка энергетического рынка, выигрывает немецкое машиностроение», - указывает профессор Бройнингер. А вот и конкретный пример: в этом году концерн Siemens получил заказ на поставку в США двух газовых турбин. Общий объем заказа - 400 миллионов евро.
Риски для среды обитания
Опасения вызывает, прежде всего, метод добычи сланцевого газа - фрекинг. Глубоко в землю под высоким давлением нагнетается смесь из воды, песка и химических добавок. Экологи видят в этом риск загрязнения грунтовых вод. Ханс-Йоахим Кюмпель пытается снять эти опасения: «Если мы начнем добычу сланцевого газа в Германии, здесь не будет плотной сети буровых установок и ущерба для сельского хозяйства, как в США. Мы готовы выполнять строжайшие нормы при обращении со смесью для фрекинга. Охрана питьевой воды - главный приоритет».
Когда речь заходит об охране окружающей среды, Германия охотно позиционирует себя, как пример для подражания. Но профессор Оксфордского университета, эксперт по проблемам энергетики Дитер Хельм (Dieter Helm) видит тут неувязку: «Германия постоянно говорит о защите климата и, одновременно, форсирует строительство угольных электростанций. Раз Германия зависит от газа, следует разрешить хотя бы пробное бурение, чтобы локализовать сланцевые месторождения. Пока действует запрет на фрекинг, в Германии будет сжигаться все больше угля. В результате выбросы углекислого газа вырастут».
Эстер Кришиллес тоже против безоговорочного запрета фрекинга: «Надо тщательно и ответственно взвешивать шансы и риски новых технологий. Но открытость новым технологиям повышает конкурентоспособность страны. Поэтому нельзя без веских на то оснований отвергать экономически перспективные технологии». При этом у Германии нет нужды действовать в одиночку. «Почему бы не разработать единые для всего Евросоюза нормы добычи?» - спрашивает сотрудница кельнского Института немецкой промышленности Эстер Кришиллес.