«Россия для русских, Москва – для москвичей», - мало найдется тех, кто не слышал речевок, выкрикиваемых на демонстрациях националистов и неонацистов. В этом году на «Русском марше», прошедшем 4 ноября в Москве, к ним прибавилось мало новых призывов. Куда чаще звучал уже знакомый лозунг «Москвабада нам не надо». На многих плакатах были призывы ввести визы для трудовых мигрантов из Центральной Азии и стран Кавказа и ужесточить наказания за нелегальную миграцию.
На шествие националистов, организованное объединением «Русские» и Российским общенациональным союзом, собралось, по данным полиции, около 8 тысяч человек при разрешенной явке в 15 тысяч. Из разговоров по рации между сотрудниками правоохранительных органов во время шествия можно было понять, что они рассчитывают на участие в акции не менее 30 тысяч человек. Такие оценки можно объяснить ожиданием всплеска националистических настроений после погромов в Бирюлево.
Бирюлевские события действительно стали одной из тем марша, но не оказали заметного влияния на численность участников: по оценкам корреспондента DW, демонстрантов было не более 12-15 тысяч. Другие наблюдатели также отмечали, что нынешний марш не собрал больше участников, чем в предыдущие годы.
Неонацисты и «лимоновцы» в одном строю
Отличительной особенностью нынешнего «Русского марша» стало то, что в нем приняли участие члены запрещенной в России Национал-большевистской партии. И хотя их лидера Эдуарда Лимонова среди участников акции не было, его сторонники вышли под основным лозунгом «Отобрать и поделить» и требовали освобождения политических заключенных.
Всего в шествии участвовало не менее дюжины различных политических объединений - от казаков и православных хоругвеносцев до спартаковских фанатов.
Организаторы предприняли заметные попытки сделать акцию более цивилизованной, чем в предыдущие годы. Было гораздо меньше людей с лицами, закрытыми масками, шарфами и балаклавами. Ведущие многих колонн напоминали участникам о просьбе организаторов не вскидывать рук в нацистском приветствии и отказаться от речевок, содержащих обсценную лексику.
Но терпения собравшихся хватило ненадолго: вскоре после официального начала марша часть его участников уже выкрикивала нецензурные слова и выражения, вполне подпадавшие под определение «призывы к насилию», и вскидывала руки в нацистском приветствии.
Требования выселить мигрантов приняты на «ура»
Тем не менее, в целом «Русский марш» в Москве прошел мирно, если не считать отказа группы марширующих снять маски и прекратить выкрикивать нацистские лозунги. Силы правопорядка были вынуждены вмешаться. Часть участников марша разбежалась, около трех десятков человек были задержаны.
Митинг, запланированный после шествия, отменили из-за дождя. Была лишь зачитана резолюция из нескольких пунктов. Наибольшее одобрение собравшихся вызвали требования выселить всех нелегальных гастарбайтеров и ввести наказание за нелегальную миграцию сроком на 10 лет исправительных работ.
«Русские марши» проводятся с 2005 года, когда в России был введен День народного единства. Однако до сих пор лишь чуть более трети россиян знают, какой праздник отмечают в стране 4 ноября.