Астана – Мальчиков для битья из казахстанского правительства еще не делали. Я имею ввиду информационную атаку на казахстанское правительство, стартовавшую 1 ноября. Что, собственно, и насторожило. Старт оказался шумным, с визгом, с воскликами: «куда смотрит правительство?», растиражированными государственными СМИ, потом последовали выговоры. И заявления на увольнения. Пока – вице-министров.
Не стану делать краткого обзора государственных СМИ, озадачившихся риторическим вопросом о направленности взгляда правительственных чиновников, однако акция – явно разрешенная! И легко укладывается в рамки плохого пиара. Это когда все и сразу, брызжа слюной и потрясая кулаками над взъерошенной от счастья либо гнева прической, обсуждают некий предмет или явление. Например, супер-пылесос, чудо-крем для потенции или, не суть важно, а в нашем случае - министров.
Сколько правительств уже было в истории Казахстана? Сколько кластеров и прорывных проектов канули в Лету? Сколько бюджетных денег «мыши погрызли»? Точно знает, видимо, о том лишь Счетный комитет, подотчетный президенту страны. И, наверное, финансовая полиция, - в части «погрызенного мышами». Но до наступившего ноября ничего сверхординарного не случалось, кроме ожидаемых и легко прогнозируемых рокировок. Виновников провалов и прорывов журили, да отпускали, предоставляя на отсидку очередную должность. Иным и вовсе – синекуру либо билет в манящие дали.
Не призываю делать то же самое. Как не зову к воздействию на мораль и нравственность через отрубание рук и четвертование с колесованием. Но, сограждане, и сейчас ситуация, на мой взгляд, складывается нецивилизованная. Это мягко еще сказано. Служба центральных коммуникаций при президенте РК вдруг стала давать микрофон желающим обхаять правительство. При этом, скорее, не желающим, а тем кому вменена такая обязанность. Список запланированных негодующих не читала, но о его наличии осведомлена. И догадываюсь, что в нем - ряд депутатских фамилий из обеих палат, несколько имен общественных деятелей, наверняка числятся радетели за «культурную составляющую» и прочие вопрошающие.
Ситуация вызывает гадливое чувство еще и потому, что нам явно демонстрируют очередной фейк. Маневр нам показывают. Вдруг выступили прозорливые эксперты, мол, пора в отставку кабинету министров. На фоне поднявшейся шумихи их ясновидение закономерно, поскольку оно санкционировано. Санкционировано, поскольку – акция. Акция, поскольку пробный шар, вброс в общество, попытка зондажа. Назовите, как желаете.
Вдруг государственные СМИ, ранее игнорировавшие часть политологов, обратились к ним с просьбами прокомментировать ситуацию. Иные из политологов даже совета в соцсетях спрашивают, то ли за себя опасаясь, то ли за возможное возникновение абстинентного синдрома у госСМИ, когда критиковать опять запретят. Вдруг выплыли результаты социологического опроса так называемого института демократии, уверяющего, что 85% казахстанцев согласны с критикой главы государства в адрес правительства. Репрезентативной ли была выборка, рождается встречный вопрос? Представленный на брифинге в СЦК же соцопрос по всем признакам проведен в столь сжатые сроки, что от него попахивает не правдой.
А я не люблю, когда мне лгут и пытаются обвести вокруг пальца. Сейчас происходит как раз это. Да, каждое правительство есть за что невзлюбить, нынешнее - не исключение. Не стану упоминать о непопулярных мерах, какими себя обозначил кабмин Ахметова за год, не буду уличать действующее правительство в недоработках, как не стану восхищаться тем, что часть приобщившихся к разрешенному критиканству называет происходящее появлением новой диалоговой площадки.
Ничего нового у нас не появилось. И не проявилось. Все приемы, используемые государственными пиарщиками – древнее древности. Задумано наспех, исполняется топорно. Декларируемая новая форма диалоговой площадки, по сути, – тоже маневр. Чем плох парламент как место для споров? Составом или местом расположения? Участники уже состоявшихся брифингов в СЦК рекомендуют сравнивать и оценивать позиции, включаться в обсуждения, и, чтобы получить результат, активизировать «процесс подстегивания правительства и придания им темпов для динамичного продвижения». Отсюда вывод: пряники закончились. Остался кнут?
А критический материал в официальной газете, появившийся в субботнем номере, вообще поверг в изумление: «..успех принадлежит явно тому, кто подходит к реализации государственных программ и стратегий с большей ответственностью перед историей и будущими поколениями. Ведь метель пометет-пометет, да уляжется, а отдуваться за все приходится лопате…».
Это, как оказалось, был аперитив. После него, с разогретым аппетитом, госСМИ ринулись критиковать кабмин: то плохо, а вот там еще хуже… Критиковать по утвержденному в верхах плану, все как велено, все в срок. Уже и дата завершения четко определена, поскольку любой, даже самый захудалый медийный план имеет начало и окончание. Бюджета, я имею в виду. Но к бюджету мы еще вернемся, возможно, даже не в этом материале.
Но вот что, господа министры, вы по расписанию рассказывали в СЦК на брифингах о том, как исполняете поручения главы государства, а кто-нибудь решил уйти в отставку? Признать, мол, да, не справился. Видимо, нет, коли на заседании правительства премьер Серик Ахметов упомнил, что он отвечает за малоэффективные ваши действия. Да, отвечает. Он - глава кабинета. Да, было бы странно, если бы сейчас правительство, как нервная дамочка, все скопом ушло в отставку. Умейте ответить.
Ответить весомо, не кивая на назначаемых в администрации президента акимов, которые мешают. И не потому, что в госСМИ пишут жирным шрифтом о появившейся лишь через 20 дней «некоторой активности в работе глав министерств и ведомств» (жирным шрифтом, чтобы старый текст - про лопату и пургу - забылся?). Ответить, господа члены правительства, по простой такой причине: приставили к делу – делай. Провалил его – отвечай. Можешь, - исправь. Нет – уходи.
Пока же правительство понуждают к отставке, пока вице-министры пишут заявления об увольнении, возникает понимание: кабинет Ахметова согласился с отведенной ему ролью мальчиков для битья. Скоро будут вакансии.