23 ноября 2003 года в ходе «революции роз» в Грузии был смещен с поста президента страны Эдуард Шеварднадзе. К власти пришла молодая команда реформаторов во главе с Михаилом Саакашвили. Впоследствии судьбы трех ее лидеров сложились совершенно по-разному.
Один из них, премьер-министр страны Зураб Жвания, скончался в 2005 году — по официальной версии, в результате отравления угарным газом. Нино Бурджанадзе руководила парламентом Грузии до 2008 года, затем перешла в оппозицию, а на выборах 2013 года боролась за президентское кресло. И лишь Михаил Саакашвили сумел продержаться у власти в течение двух президентских сроков — с 2004 по 2013 годы.
В ноябре 2013 года его на посту главы государства сменил кандидат на президентских выборах от правящей коалиции «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили. В Грузии после ухода Саакашвили звучат противоречивые оценки и возникают споры о том, что принесло стране его правление.
«Революция роз»
Опрошенные DW эксперты характеризуют «революцию роз» как прогрессивное событие для Грузии. «Саакашвили вовремя уловил бесперспективность коррумпированной системы своего ментора Шеварднадзе и сумел воспользоваться недовольством народа. "Революция роз" дала новую перспективу и стимул к развитию для зашедшей в тупик страны», — отмечает политолог из Грузино-американского университета (GAU) Коба Купрашвили.
В свою очередь эксперт из Грузинского фонда международных и стратегических исследований Каха Гоголашвили подчеркивает, что как и всякая революция, «революция роз» тоже не обошлась без ошибок и перегибов.
Реформатор Саакашвили
Грузия сегодня — это совершенно другая страна, говорит эксперт, ситуация сегодня существенно отличается от той, что была в 2003 году. «Тогда в стране была абсолютно разрушена инфраструктура, а Саакашвили восстановил и модернизировал города, дома, улицы. При нем была установлена фискальная дисциплина, в стране начали собирать налоги и значительно увеличился государственный бюджет», — отмечает Гоголашвили.
Он выделяет и другие успехи политики Саакашвили, например, формирование госструктур, реформирование правоохранительных органов, борьбу с коррупцией, судебную реформу. Кроме того, по мнению эксперта, за 10 лет Грузия стала более уважаемой на международной арене, значительно продвинулась на пути европейской интеграции.
Десятилетие Саакашвили эксперт Купрашвили определил как эпоху харизматичного правления. «Как обладателю особой харизмы Саакашвили пришлось постоянно доказывать свою неординарность и политическую мудрость при помощи массовых пиар-технологий на уровне пропаганды и инсценированных геройств», — отмечает Купрашвили. Это, на взгляд эксперта, определило стремление Саакашвили держать журналистов под контролем, кульминацией чего стало взятие штурмом в 2007 году независимой телекомпании «Имеди».
Грузия и Россия при Саакашвили
Кроме того, по словам эксперта, правление Саакашвили ознаменовалось ухудшением грузино-российских отношений, что в итоге вылилось в вооруженный конфликт 2008 года. С целью поддержания своего режима, как отметил Купрашвили, Саакашвили постоянно говорил об угрозах со стороны России. «Он, правда, не сам готовил войну 2008 года, но совершил большую ошибку, когда повелся на провокацию России», — считает Купрашвили.
Саакашвили как мог сопротивлялся влиянию со стороны России, что, на взгляд Гоголашвили, является положительным фактором. Однако, по словам эксперта, его поспешные и единоличные решения, а также «хромающая дипломатия привели к плачевным результатам в отношениях между двумя странами».
Переизбыток власти
Первой и, наверное, главной ошибкой Саакашвили, стало, по мнению Купрашвили, существенное изменение конституции страны и самовольное расширение президентских полномочий. Тем самым был нарушен баланс сил, и власть была сосредоточена в одних руках. «Саакашвили посчитал, что благая цель реформирования оправдывает любые методы. Но известно, что абсолютная власть развращает абсолютно», - говорит Купрашвили. Широкие полномочия и вялое участие населения в управлении страной привели к разочарованию людей.
В начале своей деятельности на посту президента Саакашвили можно было обозначить как «полудемократа». Но, по мнению Купрашвили, на втором этапе, в частности, после разгона митинга оппозиции в 2007 года и «августовской войны», «режим Саакашвили превратился в тоталитарную демократию, в которой под личиной народоправления скрывалось полицейское государство».
В борьбе с преступностью сторонники Саакашвили игнорировали закон, добавляет Гоголашвили, что «привело к культуре безнаказанности властных структур и к развитой системе слежки». Многое было позволено, к примеру, чиновникам из пенитенциарной системы. И это стало очевидным в ходе тюремного скандала, который был одним из главных факторов поражения партии Саакашвили «Единое национальное движение» на парламентских выборах 2012 года. «Грузия так и не смогла вырваться из образа гибридной или авторитарной демократии», — подытоживает Гоголашвили.
До свидания, Миша!
Одно из серьезных достижений Михаила Саакашвили — его мирный и демократический уход с поста главы государства. Хотя, по словам Купрашвили, здесь, скорее, грузинский народ не оставил своему экс-лидеру другого выбора. А Гоголашвили добавляет: если все же окажется, что Саакашвили во время своего правления совершил незаконные действия, то он в истории останется лидером, который не выдержал соблазнов и деградировал.
Сам Саакашвили заявил о том, что временно уходит из политики. В своем прощальном телевыступлении экс-президент заявил: «Дорогие сограждане, я не устал и не нуждаюсь в отдыхе, но пришло время, чтобы вы отдохнули от меня». О дальнейших планах Саакашвили пока известно лишь то, что он собирается основать в Грузии библиотеку. Его известную президентскую резиденцию в историческом центре Тбилиси, по решению властей передадут Минобразованию, а нынешний президент Грузии будет работать в скромном кабинете правительственной канцелярии.