Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Петербургский диалог» не устранил дискомфорт в отношениях Берлина и Москвы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Петербургский диалог» — встреча немецких и российских политиков, бизнесменов и общественных деятелей — традиционно является хорошим барометром германо-российских отношений. Представители деловых и общественных кругов обеих стран подчеркивают стремление углубить сотрудничество. Но остаются существенные препятствия, связанные с репрессивными тенденциями в России.

«Петербургский диалог» — встреча немецких и российских политиков, бизнесменов и общественных деятелей — традиционно является хорошим барометром германо-российских отношений. Это относится и к последней конференции, прошедшей в Касселе 4-5 декабря, хотя, в отличие от предыдущих встреч, германо-российские правительственные консультации параллельно с форумом в этот раз не проводились. Поэтому и СМИ уделили встрече в Касселе меньше внимания, чем обычно.

Но делу это не повредило. Напротив, переговоры канцлера Германии Ангелы Меркель (Angela Merkel) и президента России Владимира Путина о текущих политических проблемах затмевали все остальное. Без них участники «Петербургского диалога» могли сконцентрировать внимание на обсуждении принципиальных аспектов отношений Берлина и Москвы. При этом выявилось, что на уровне широкой общественности эти отношения имеют под собой добротную и стабильную основу.

 

Улучшению отношений мешает репрессивная внутренняя политика в России

 

Представители деловых и общественных кругов обеих стран подчеркивают стремление углубить сотрудничество. И повсюду видят потенциал для этого. И, тем не менее, остаются и существенные препятствия. Во всяком случае, у многих представителей немецкой стороны остается дискомфорт, потому что развитие внутриполитической ситуации в России после возвращения Владимира Путина на пост президента отмечено репрессивными тенденциями. Они никак не вяжутся с выстраиванием германо-российского партнерства, которого все так хотят.

Эта двойственность в германо-российских отношениях нашла отражение и в посвященной России главе коалиционного договора между блоком ХДС/ХСС и СДПГ, которые готовятся сформировать новое правительство Германии. Ведущие немецкие политики, занимающиеся отношениями с Россией, разъяснили в Касселе главный посыл этой главы: продолжение сотрудничества с Россией имеет приоритетное значение, однако дальнейшее расширение партнерства ради модернизации на высшем уровне прямо связано с условием, что развитие гражданского общества и демократии в России будет поощряться, а не блокироваться.

Открытым остается вопрос, что произойдет, если нынешняя внутренняя политика в России не изменится.

 

Различия в ценностях или общие ценности?

 

«Петербургский диалог» наглядно обрисовал проблему: представители российской стороны единодушно поддерживали тему хороших и стабильных германо-российских отношений, но многие из них оставались глухи, когда звучала критика внутриполитической ситуации в России. И хотя Россия в многочисленных международных документах и организациях закрепила свою приверженность общим европейским ценностям, в Касселе российские участники заговорили о различиях в моральных ценностях между Россией и Германией.

Какие последствия будет иметь эта двойственность в отношениях между Берлином и Москвой для германо-российских связей — вот один из важнейших вопросов ближайших лет. Стоит ожидать, что новое правительство Германии без особого восторга, но с большим реализмом изберет прагматичную и отвечающую собственным интересам политику в отношении России. 

 

Формат «Петербургского диалога» пора реформировать

 

В принципе, «Петербургский диалог» — отличная площадка для дискуссий о реальных или мнимых различиях в ценностях между немецким и российским обществами. Поэтому этот форум, как устоявшуюся часть германо-российских отношений, необходимо сохранить. Но его формат остро нуждается в реформировании. Нужно четко определять цели встреч и добиваться долгосрочных результатов.

Представлять проект итоговой резолюции только тогда, когда встреча уже началась, непродуктивно. Еще менее продуктивно избегать важных дискуссий и с согласия всего собрания отправлять документ на доработку где-то в кулуарах. Таким поведением представители гражданского общества сами себя дезавуируют. Абсурдно и то, что большую часть расходов на проведение форума взяла на себя российская сторона.

В целом в «Петербургском диалоге» должны быть шире представлены молодые люди, женщины. Он должен стать более ярким, открытым и равноправным. Это относится не только к участникам, но и к членам координационного комитета. Меньше церемоний и торжеств, больше дискуссий и споров - улучшению германо-российских отношений это не повредит.