Герберт Орильякский (Аврилакский), первый из французов и 139 по счету папа католической церкви, был провозглашен папой Сильвестром II в 999 году и оставался им вплоть до смерти в 1003 году. Видный ученый и педагог, он представил и пропагандировал в христианской Европе арабские цифры, арифметику, математику и астрономию. Он распространял в Европе познания, полученные в исламских центрах высшего образования в Испании и Марокко.
Родившаяся в семье богатого купца в тунисском городе Кайруан (от арабского караван), молодая Фатима аль-Фихри переехала в город Фес с семьей, когда ее отец решил расширить свой бизнес в Марокко. После смерти отца Фатима основала в его честь мечеть Аль-Карауин в 859 году в качестве центра обучения и образования. Аль-Карауин сегодня является старейшим из существующих, постоянно действующих университетов; это признано ЮНЕСКО, а также занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Следующее по возрасту, до сих пор действующее высшее учебное заведение – Болонский Университет (Италия), было основано в 1088 году, более чем на 200 лет позже, чем Аль-Карауин.
Неудивительно, что мир, в том числе многие мусульмане, были бы поражены, узнав, что старейший в мире, до сих пор работающий центр обучения, был основан не только женщиной, но и мусульманкой, и что молодая Малала Юсуфзай (пакистанская школьница – правозащитница, выступающая за доступность образования для женщин во всем мире; в октябре 2012 года была тяжело ранена боевиками Талибана за свою правозащитную деятельность; в 2013 году получила премию имени Анны Политковской и премию имени Сахарова – прим. переводчика) – одна из многих умных, смелых, мыслящих и дальновидных женщин – также порождена исламской цивилизацией.
В 2013 году, 1154 года спустя после основания Аль-Карауин, задаешься вопросом: что пошло не так? Почему исламская цивилизация, несмотря на раннее преимущество в высшем образовании над другими культурами, не стала пионером в области науки, технологии, медицины и бизнеса? Почему она не была в авангарде искусства и литературы? И почему так получилось, что мусульмане не развили пытливость ума, интеллектуальную любознательность, что является визитной карточкой и основой успеха западной цивилизации?
Многие исламские ученые, мусульмане или нет, пытались найти ответ на этот вопрос. То, что выделяется в их рассуждениях, это – «несвобода», «отсутствие процветания» или просто «колонизация».
Что упущено в их анализе в качестве основных причин упадка исламской цивилизации, так это, пожалуй, недостаток образования в целом и высшего образования, в частности.
В этой связи уместно задать вопрос: почему Аль-Карауин и другие исламские высшие учебные заведения того времени так и не развились в современные Кембридж, Оксфорд, Гарвард, Принстон, Болонский университет или даже Университет Миссисипи? В конце концов, ведь это университеты Европы и Америки произвели умы, радикально изменившие наш мир: от математики до медицины, литературы и бизнеса.
Именно на Западе были центры высшего образования (идея которых, несомненно, была знакома ранним мусульманам), которые помогли искоренить бедность и многие болезни в Европе и Америке, привели их к общественному порядку и процветанию, исследовали пространство на макроуровне и квантовую физику на микроуровне, и которые теперь пытаются понять сложность и неуловимость сознания. В ходе человеческой истории многие пророки появлялись и размышляли о смысле жизни, о человеческих страданиях и любви.
Но только один пророк – Мухаммад – сформулировал, пожалуй, самую мудрую и здравую мысль по сравнению с другими пророками: «чернила ученого священнее крови мученика».
Если задуматься над значимостью этого высказывания, можно представить себе, насколько отлична была бы сегодня исламская цивилизация, если бы последовала гениальному изречению своего пророка, как сделали это Фатима в 859 году и Малала в 2013 году.
Можно утверждать, что исламская цивилизация не вняла увещеванию почитаемого пророка уделить больше внимания образованию, в том числе, высшему. Гуманитарное образование расширяет разум, обеспечивает способность критически мыслить, изменяет социальное поведение на благо общества, вооружает ученика навыкам экономического соревнования и делает его полезным членом общества, приносит нации мир и процветание. Пророк всё это знал, что отражено в его кратком и остром заявлении. Возможно, потому, что сам пророк, не имея образования, глубоко осознавал его ценность и преимущества, которые оно может даровать его последователям. В том же источнике он также призвал своих последователей: «В поисках образования и обучения поезжайте в Китай, если потребуется».
Пропасть между созданной синтетически исламской цивилизацией и реальной цивилизацией, то есть разрыв между тем, что могло быть, и тем, что есть, – насколько не огорчителен этот разрыв – может, несомненно, быть измерен в терминах среднего и высшего образования.
Самое печальное, что с течением времени исламская цивилизация отклонилась от самого ценного совета её дальновидного пророка, который он оставил своим последователям около 1400 лет назад. Сегодня можно быть свидетелем тяжких последствий расхождения исламской цивилизации с этой мудростью.
Важно, чтобы мы, Умма (мусульманская религиозная община – прим. переводчика), избегали искать внешние причины, способствовавшие, возможно, ослаблению цивилизации, к которой мы принадлежим, и не только помнили и ценили совет нашего пророка, но и действовали в соответствии с ним так, чтобы суметь догнать другие, неисламские цивилизации, а также разработать новые, инновационные идеи, подобные тем, что Герберт Орильякский нашел столь привлекательными в исламских центрах высшего образования более тысячи лет назад.