Вальтер Ульбрихт (Walter Ulbricht), первый секретарь ЦК СЕПГ — правящей партии ГДР — и фактический глава государства, очень страдал от того, что лишь очень немногие страны признали ГДР как суверенное государство. Единственным полномочным представителем немецкого народа в 1950-1960-е годы во всем мире, за исключением СССР и других стран соцлагеря, считалась Федеративная Республика Германия.
Щедрый подарок
В 1964 году, в разгар острой дискуссии по этому поводу, Ульбрихт получил радостную весть от Занзибара — архипелага в Индийском океане у восточного берега Африки. Освободившись от британского владычества, чернокожие жители Занзибара вскоре изгнали и арабского султана. Вальтер Ульбрихт не скрывал восторга: в лице новоиспеченного президента и главы Революционного правительства Занзибара Ахмада Абейда Каруме он получил неожиданного союзника. Острова объединились с соседним береговым государством — Танганьикой — и сообщили о дипломатическом признании ГДР. Это было первое государство Африки, признавшее ГДР.
Разумеется, Ульбрихт решил отблагодарить новых друзей. Вместе с военными советниками и консультантами «штази» — министерства госбезопасности ГДР — на острова были отправлены восточногерманские инженеры, проектировщики и квалифицированные строители. Дело в том, что Ульбрихт решил сделать роскошный подарок Занзибару, обеспечив жителей благоустроенными квартирами в типовых блочно-панельных домах.
Однако прежде чем приняться за строительство, пришлось не только изучать особенности местного ландшафта и почвы, но и выселить людей, занимавших своими лачугами отведенную для амбициозного проекта территорию, а заодно привлечь их (добровольно-принудительно) к строительным работам.
Нужных стройматериалов и заводов для их производства на Занзибаре не было. Поэтому все строительные материалы — панели, оконные рамы, стекло, двери, цемент, даже перила для лестниц — поначалу доставляли из ГДР к берегам Африки морем. Осуществлялся проект небывалого для островитян размаха очень быстро. Спустя довольно короткое время посреди Индийского океана выросли «гэдээровские» проспекты. В свое время именно с помощью типовых многоэтажек решили жилищную проблему в ГДР. «Кикваюни» (Kikwajuni) и «Михензани» — названия подарочных «Черемушек» Занзибара.
Новоселье по блату
Надо сказать, что местные жители с удовольствием переселились в непривычное для них жилье. Квартиры в панельных домах пользовались у островитян огромным спросом. Правда, как и водится в социалистической стране, новые квартиры давали не всем, а избранным. Впрочем, посчастливилось и некоторым обитателям прежних лачуг.
Сегодня эти шести- и семиэтажные дома представляют собой унылое зрелище: краска давно облупилась, сыпется штукатурка, окна забиты фанерой... Но мало кто в Занзибаре добровольно расстается с квартирой в гэдээровских «хрущобах». Другого жилья просто нет. А «немецкие» квартиры в цене: они сравнительно комфортабельны, ремонтировать их легко. Около 20 тысяч человек живут сейчас в домах, подаренных в 1960-е годы Занзибару. ГДР давно уже не существует, в современной Германии в таких типовых многоэтажках уже почти никто не хочет жить, их сносят, а вот жителям солнечных островов в Индийском океане они, видимо, еще прослужат немало лет.