В Москве стартует встреча глав МИД прикаспийских стран, к которым относится Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Иран. Участие во встрече примут главы МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров, Ирана – Мохаммад Джавад Зариф, Казахстана – Ерлан Идрисов и Туркмении – Рашид Мередов. По данным российских СМИ страны «Каспийской пятерки» рассмотрят проект конвенции о независимости Каспийского моря, включающий ограничения для третьих стран на размещение на Каспии военных сил.
Как сообщил «Коммерсантъ», к мероприятию был подготовлен проект конвенции о правовом статусе Каспийского моря. По информации издания Москве удалось убедить партнеров, что никакие внерегиональные державы влиять на решения по Каспию не должны. Речь может идти, в частности, об ограничениях на размещение на Каспии военных сил третьих стран, в первую очередь США. Однако спорными моментами в этом документе до конца оставались проблема свободы судоходства, против нее, по данным издания, выступал Азербайджан, а также разграничение 25-мильной национальной зоны на территориальные воды и прилегающую зону.
Она пройдет в форме подготовительного диалога перед четвертым саммитом глав государств прикаспийских стран, который должен пройти в сентябре 2014 года. Три предыдущих саммита на высшем уровне хоть и привели к определенному прогрессу в переговорном процессе, однако реального решения проблемы пока не видно. Лидеры государств каспийского региона считают, что именно из-за нерешенности вопроса с правилами распределения акватории моря тормозится процесс разработки и освоения энергоресурсов региона.
Основные стороны противостояния – Азербайджан, Туркмения и Иран, которые по-разному видят те доли Каспия, которые должны принадлежать им. Официальный Тегеран выступает с предложением поделить шельф на 5 одинаковых по площади участков, чтобы каждой из 5 стран досталось по 20 % территории или же предлагает ничего не делить и совместно использовать всю акваторию моря.
Разъясняя позицию Азербайджана, политолог Ильгар Велизаде заметил, что иранское равнодолевое деление Каспия вступает в противоречие с принципом срединой или модифицированной линии, который больше десяти лет реализуют Россия, Казахстан и Азербайджан. Г-н Велизаде отметил, что при таком подходе Азербайджан может претендовать на 19, 5%, Россия – 18,7%, Казахстан – на 29,6%, Туркмения – на 18,4%, Иран – на 13,8% акватории Каспия. Однако Иран хочет получить часть доли как Азербайджана, так и Туркмении. Тогда по этому принципу Баку и Ашхабад должны добирать свои проценты за счет России и Казахстана, а Россия может претендовать на казахстанские участки. Такое решение, предлагаемое Тегераном, не примет Астана, которая может лишиться до 10 % своего участка на Каспии.
Тегеран исходит из того, что предлагаемые ему 13 % каспийского шельфа, находящегося в его национальном секторе достаточно скудны на природные ресурсы, в то время как соседям достаются весомые нефтяные куски.
Несмотря на противоречия, стороны согласовали почти весь текст Конвенции о правовом статусе Каспия. Главы внешнеполитических ведомств государств региона предложили рассматривать раздел водной поверхности и дна моря независимо друг от друга. Такой подход позволит продвинуться хотя бы по одному из вопросов, который окажется менее чувствительным для участников переговоров.
Позицию Казахстана по этим вопросам еще в начале 2000-ых годов обозначил Нурсултан Назарбаев. «Затянувшийся процесс переговоров по Каспию сопряжен с рядом трудностей объективного и субъективного характера. Благодаря взвешенной политике прикаспийских государств удалось добиться единства общих взглядов на остающиеся между нашими государствами разногласия. В подходе к этим вопросам, по мнению казахстанской стороны, целесообразно руководствоваться сочетанием принципа учета национальных интересов с разумным компромиссом. Наши конкретные предложения по правому статуса моря: установить прибрежные рыболовные зоны согласованной ширины, дно и недра разделить на национальные секторы, остальную часть моря оставить общей. Наш подход позволяет четко разграничить права прибрежных государств на минеральные ресурсы», - сказал он.
Однако до сих пор решение найдено не было.
У московской встречи есть еще один важный аспект. После драматического развития событий в Украине и заметного охлаждения отношений России и Запада европейские лидеры все активнее ищут новые источники поставки энергоресурсов. И среди главных претендентов на замещение российских поставок называются богатые углеводородами страны Каспия. Но именно отсутствие конкретных договоренностей о правовом статусе Каспия тормозит проекты, с которыми ЕС связывает постепенное сокращение зависимости от российских поставок. Одним из таких проектов является Транскаспийский газопровод, строительству которого активно сопротивляется Москва. Таким образом и без того крайне политизированный процесс разделения Каспия приобретает все более ощутимые черты противостояния Запада и России.
Представитель ЕС Малена Мард отметила, что в Европе внимательно следят за процессами в странах Каспийского моря и продолжаются переговоры с Азербайджаном и Туркменистаном по поставкам газа через Транскаспийский газопровод в будущем. «Южный газовый коридор, включающий и Транскаспийский проект, остается приоритетом для Брюсселя», – заверила она. Тем боле реализация проекта становится жизненно необходимой для Европы в свете заявлений о том, что ЕС намерен отказаться от совместного с РФ проекта «Южный поток».
Встреча глав МИД прикаспийских государств в Москве интересна еще и потому, что она проходит на фоне внезапного потепления отношений Баку и Ашхабада.
В конце прошлой недели в Туркменистане президент Гурбангулы Бердымухамедов встретился с главой государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR Ровнагом Абдуллаевым. В ходе встречи стороны договорились строить транзитные газопроводы, которые позволят диверсифицировать поставки голубого топлива обеих стран и выйти на международные рынки.
В Москве довольно ревностно относятся к таким союзам бывших советских республик, которые подрывают гегемонию России на газовом рынке. Однако в отношениях Баку и Ашхабада остается нерешенным вопрос об эксплуатации месторождения Кяпаз, в Туркменистане его именуют Сердар. Его запасы оцениваются в 50-100 млн тонн нефти и более 30 млрд. кубометров газа. Баку предлагает Ашхабаду совместное освоение проекта, но в Туркмении отвечают уклончиво. В июне 2012 года месторождение стало причиной дипломатического скандала между двумя странами, после того, как Азербайджан начал работы в районе, где располагается месторождение. Вопрос все еще остается яблоком раздора между 2 прикаспийскими государствами.
Несмотря на напряженность в отношениях, в преддверии саммита в Москве глава Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов выступил за выработку сбалансированных решений по Каспию. В сообщении от правительства Туркмении отмечается, что встреча в Москве придает новую динамику переговорному процессу, направленному на достижение консенсуса всех участвующих сторон по актуальным вопросам каспийской проблематики. Ашхабад также выдвинул предложение о подготовке проекта Соглашения о сохранении и рациональном использовании биологических ресурсов Каспийского моря, и Соглашения о сотрудничестве в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций на Каспии и ликвидации их последствий.
Не менее важный вопрос, по которому между каспийскими странами нет консенсуса - это соблюдение экологических норм в акватории моря. Активная геологоразведка в российской, казахстанской и азербайджанской частях уже привела к загрязнению моря. В 1998 году Россия подписала соглашение с Казахстаном по разделу Северного Каспия, после чего на этой территории начали активно качать нефть, мало заботясь об экологической безопасности. Баку и Сумгаит признаны экологами самыми загрязненными участками Каспия. Концентрация нефтепродуктов в водах этих районов достигает 427 мг/л, это превышение нормы почти в 8 тысяч раз. Пока лидеры пяти стран борются за нефтяные участки, природа гибнет. Начиная с 2000-ых годов ,на Каспии массово гибнут животные, обитающие в море и на его берегах. Так, в 2000 году погибло около 30 тыс. каспийских тюленей, в 2001 году погибло более 40% всего килечного стада Каспийского моря, весной 2006 погибли 337 тюленей, в 2009 году в Мангистауской области на побережье Каспия нашли 353 тушки мертвых тюленей. И печальная тенденция продолжается.
Руководитель администрации Международного общественного движения «Евразийское движение» Леонид Савин, считает, что особую роль в решении прикаспийского вопроса играет специфика взаимоотношений закавказских государств, где национальные элиты больше ориентируются на свои клановые традиции, чем на целесообразность. Казахстан и Россия, являясь членом совместного Таможенного союза, так или иначе, и по каспийскому вопросу будут идти в одном направлении. А вот Иран, который находится в сложных отношениях с Западом, должен лавировать. И здесь для него выходом может стать дальнейшее сотрудничество со странами евразийского блока, а не с прозападными участниками.
Пока основными документами регулирующими отношения между прикаспийскими государствами являются заключенное между Россией и Казахстаном соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, и подписанный в мае 2002 года протокол к соглашению. 29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года были заключены соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и протокол.
Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года было заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.