Донецк. — Экономическое будущее сепаратистских восточных регионов Украины представляется довольно мрачным, поскольку расположенные там крупнейшие промышленные предприятия в прошедшем месяце закрывались, производство угля падало, а транспортная система испытывала серьезные проблемы.
«Последствия этого конфликта для местной экономики являются катастрофическими. Нас ожидает 30-процентный спад производства по сравнению с показателями прошлого года», — отметил Юрий Макогон, экономист Донецкого национального университета.
Регионы Донецка и Луганска, находящиеся в центре угледобывающего Донбасса, заявили о своей независимости в прошлом месяце и прервали связи с центральным правительством в Киеве.
В результате этот регион, насчитывающий 6 миллионов жителей, представляющий собой промышленную основу Украины и обеспечивающий одну пятую валового внутреннего продукта страны, начал скатываться в ситуацию беззакония.
Две крупнейшие компании — химические тяжеловесы «Стирол» и «Северодонецкий Азот» — остановили производство в начале мая, а в качестве причины были названы продолжающиеся вооруженные столкновения между пророссийскими повстанцами и украинскими силами.
Кроме того, была остановлена реализация одного из крупнейших проектов страны в области сланцевого газа стоимостью свыше 10 миллиардов долларов (7,3 миллиарда евро).
Оператор проекта англо-голландская корпорация Shell утверждает, что она продолжает работы, однако премьер-министр Украины Арсений Яценюк признал наличие серьезных проблем.
Причина: наиболее важная часть месторождений расположена в Славянске, в городе, ставшем оплотом повстанцев. Он окружен украинскими военными, и там каждый день происходят вооруженные столкновения.
Неоплачиваемый отпуск
Некоторые шахты вынуждены были закрыться, что в последние недели стало причиной сокращения производства угля на 10% по сравнению с прошлым годом.
«Это означает, что каждый день мы теряем от 7 до 10 тысяч тонн угля», — сообщил заместитель министра угольной промышленности Украины Юрий Зюков.
Читайте также: Украинский кризис - влияние на экономику
«Многие компании в Донецке закрыли свои двери и направили сотрудников в неоплачиваемый отпуск, — подчеркнул Геннадий Ткаченко, заместитель мэра Донецка, города с миллионным населением.
Транспорт также испытывает серьезные проблемы. Международный аэропорт Донецка был закрыт после того, как в конце мая повстанцы попытались его захватить, но были встречены ответным огнем со стороны украинских войск и понесли большие потери.
Железнодорожное сообщение нарушено в результате подрыва путей, и, кроме того, на большинстве основных дорог по всему региону повстанцы и украинские власти установили блок-посты, в результате чего перевозка грузов стала рискованным делом.
Репортеры агентства AFP видели два грузовика на дороге вблизи Славянска, которые были изрешечены пулями и брошены водителями.
Пророссийские лидеры повстанцев пытаются вселить оптимизм, приводя данные относительно экономической важности региона Донбасса. Он составляет всего 4% от общей территории Украины, однако на его долю приходится 14,5% населения страны, 20% валового национального продукта и 25% экспорта.
«В том случае, если "Народные Республики" Донецка и Луганска не будут признаны международным сообществом, мы не сможем экспортировать наши товары за границу», — отметил экономист Макогон.
«В настоящее время только 30% наших товаров направляются в Россию. Россия будет не в состоянии купить все то, что мы производим», — добавил он.
Отрасли в кризисе
Несмотря на свои богатства, эти сепаратистские регионы являются убыточными для киевского правительства.
Согласно официальным украинским статистическим данным, Донецк получает в три раза больше денег, чем он перечисляет Украине. Луганск получает в два раза больше.
Миллиардер Ринат Ахметов — его обширная империя включает в себя все — от шахт до банков, а на его предприятиях на востоке страны занято 100 тысяч человек — не поддерживает сепаратистов.
В ответ на это глава местного пророссийского «парламента» Денис Пушилин пригрозил захватить предприятия Ахметова и национализировать их.
Однако премьер-министр «Донецкой Народной Республики» Александр Бородай опроверг подобные угрозы.
«Ни в коем случае эти предприятия не будут национализированы», — подчеркнул он. Вместе с тем, он выразил надежду на то, что Ахметов, главный работодатель в регионе, возможно, изменит свою антироссийскую позицию.
«Восточные регионы не смогут выжить самостоятельно, без поддержки со стороны Киева», — отметил эксперт в области экономики из Донецка, попросивший не называть его имени. По его словам, лишь немногие шахты являются прибыльными, а металлургическая промышленность несет убытки с 2009 года из-за глобального экономического кризиса. «Государство поддерживает этот сектор по причине его социальной значимости», — добавил эксперт.