Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Запоздалый армянский демарш, или почему Карабах против Мадридских принципов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Какую пользу может принести этот демарш Армении и НКР против Мадридских принципов? Его смысл в том, что Армения и НКР не боятся развязывания войны. Это запоздалое раскаяние, разумеется, содержит в себе риск, поскольку не исключено, что в случае отказа пойти на уступки терроризирование Армении с целью показать ее печальное будущее из единичных выстрелов на границе перерастет в более масштабные военные столкновения.

Премьер-министр Нагорно-Карабахской Республики Ара Арутюнян в онлайн-интервью Times.am заявил, что Мадридские принципы неприемлемы для НКР и что если бы Арцах (самоназвание Нагорного Карабаха) был стороной переговорного процесса, то вокруг них не велись бы переговоры.
 
Премьер-министр Арутюнян, разумеется, не говорит ничего нового. Официальный Степанакерт и раньше много раз имел повод говорить о неприемлемости для НКР Мадридских принципов. Однако раньше высокопоставленные лица НКР никогда с такой убежденностью, четкостью и однозначностью не посылали подобное послание, а это свидетельствует о том, что и эти акценты, и рост их интенсивности согласованы с Ереваном и составляют часть новой стратегии, осуществляемой армянской стороной в вопросе урегулирования карабахского конфликта.
 
Ереван устами Степанакерта фактически заявляет, что не собирается продолжать переговоры без полноценного участия в них Карабаха как стороны конфликта. Иными словами, Армения косвенно говорит о том, что согласие, которое она дала в рамках этих принципов, не имеет никакой ценности, поскольку основная сторона, Степанакерт, выступает против них. Армения просто пытается вырваться из мадридских клещей так же, как хочет вырваться из них Азербайджан, который все больше и больше ужесточает свою позицию вместо того, чтобы проявлять готовность к уступкам, усиливает свой аппетит в отношении даже территорий Армении и всеми возможными средствами нагнетает напряженность на армяно-азербайджанской линии соприкосновения.   
 
Когда одна из сторон переговоров заявляет, что ведет переговоры только вокруг вопроса о том, чтобы взять все и сразу, утверждения о приемлемости Мадридских принципов становятся равносильны капитуляции. Потому это означает вести переговоры вокруг однозначных уступок.
 
В армянской дипломатии по сей день действовала именно такая логика. Когда в период президентства Роберта Кочаряна Нагорно-Карабахская Республика с согласия Армении была вытеснена из переговорного процесса, власть объясняла это тем, что в противном случае Азербайджан угрожает отказаться от переговоров, иными словами выбрать путь войны. Потом в обращение были введены Мадридские принципы, и официальный Ереван заявил, что сдача территорий в обмен на статус Нагорного Карабаха предпочтительна, так как Азербайджан готов сесть за стол переговоров только в этом случае.
 
Сейчас уже нам предлагают территориальные уступки в обмен всего лишь на мир, поскольку своей прежней капитулянтской и компромиссной дипломатией  Ереван убедил Баку и международную общественность в том, что готов на уступки на любом этапе.
 
Ереван приучил всех к односторонним уступкам со своей стороны, постоянно руководствуясь логикой откладывания или недопущения войны. Однако в соответствии с четкой закономерностью, неписаными элементарными законами дипломатии и политологии Ереван именно такой политикой приблизил себя к войне. То, что происходит в приграничных селах Тавушской области Армении, не что иное, как маленькая модель войны. Этот процесс из сугубо информационной войны перерастает в диверсионную войну. Можно только предполагать, что последует за этим.
 
И сейчас Армения с опозданием приходит в себя, что становится ясно из заявлений премьер-министра НКР. У Армении просто нет альтернативы: несмотря на то, что войну провоцирует Азербайджан, международное сообщество, в том числе являющаяся стратегическим союзником Армении Россия, видит путь к сдерживанию Азербайджана в выражении армянской стороной готовности к новым уступкам. В этом смысле Армения оказалась в цейтноте: в каком направлении ни пойдет, везде капитуляция. Россия пытается заставить Армению уступить территории с тем, чтобы втащить Азербайджан в Евразийский экономический союз, разместить в зоне конфликта миротворцев и тем самым утвердить на Южном Кавказе окончательное господство, что вытекает из ее интересов. Поэтому РФ постоянно и цинично вооружает противника своего стратегического союзника, чтобы, терроризируя Армению гибельной войной, заставить ее без единого выстрела пойти на эти уступки. Запад в лице американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика и посла США в Армении Джона Хефферна дает понять, что если Армения не желает в результате российской экспансии потерять весь Карабах, то она должна согласиться на Мадридские принципы, которые хотя бы обещают Нагорному Карабаху неопределенный статус в рамках территории бывшей Нагорно-карабахской автономной области. Если Армения согласится на это, то предоставит Западу инструмент для постепенного вытеснения России из самой Армении и региона в целом. В результате мы получим ситуацию, при которой все будут единодушно терроризировать Армению и Нагорный Карабах.  
 
В этих условиях напрашивается вопрос: какую пользу может принести этот внезапный отчаянный демарш Армении и НКР против Мадридских принципов? Его смысл в том, что Армения и НКР не боятся развязывания войны и не будут подчиняться этому всестороннему террору. Это запоздалое раскаяние, разумеется, содержит в себе риск, поскольку не исключено, что в случае отказа пойти на уступки терроризирование Армении с целью показать ее печальное будущее из посланий или единичных выстрелов на границе постепенно перерастет в более масштабные военные столкновения. Но в целом ни Россия, ни Запад не заинтересованы сегодня в появлении в Карабахе нового очага неконтролируемого конфликта. Новая и более масштабная война в Нагорном Карабахе в условиях, когда Украина еще не «переварена», чревата непредсказуемыми глобальными процессами. Пока они ограничиваются позиционной борьбой, понимая, что любая авантюра может стать судьбоносной не только для региона, но и для их притязаний в геополитических отношениях.
 
И это, пожалуй, самый удобный момент для исправления допущенной в 1998-2001 гг. грубейшей ошибки и возвращения к прежнему переговорному формату посредством такой же политики шантажа. Если Азербайджан не хочет участвовать в переговорах, значит, уже нет смысла цепляться за них.